Если цивилизация переживёт XXI век, в конце его она будет так же отличаться от цивилизации начала века, как XX век от эпохи неандертальцев. Статья Александра Никонова и интервью с А. Назаретяном о будущем цивилизации на земле и о религии в частности
Персональная страница Андрея Якушева
Если цивилизация переживёт XXI век, в конце его она будет так же отличаться от цивилизации начала века, как XX век от эпохи неандертальцев. Статья Александра Никонова и интервью с А. Назаретяном о будущем цивилизации на земле и о религии в частности
— Акоп Погосович, вся последняя неделя — сплошные драки в Генуе. Смотрю телевизор и удивляюсь человеческой нелогичности — главы мировых держав собрались, чтобы решить вопросы бедности, помочь нищим странам, скинулись в общий фонд на борьбу с болезнями. А в это время в городе переворачивали машины и дрались с полицией антиглобалисты с лозунгами о том… что не должно быть бедных и больных. По-моему, им просто хочется побуянить, повоевать. Вы в своих книгах много пишете о психологии войны…
— Да, я пытаюсь выяснить, почему войны, несмотря на все их ужасы, до сих пор остаются неустранимыми. Во многом причины войн — психологические, они обусловлены глубинными свойствами человеческой психики. Подсистемы человеческого организма устроены так, что должны работать, быть в тонусе, в том числе и те подсистемы, которые отвечают за отрицательные эмоции. Поэтому люди периодически нуждаются в сильных отрицательных эмоциях. Равно как и положительных. Супружеские ссоры, войны, азартные игры, наркотики эту потребность обеспечивают.
— Войны обеспечивают и положительные эмоции тоже?
— Ещё бы. Существуют фотографии, сделанные в европейских столицах в августе 1914 года, когда было объявлено о начале войны, которая впоследствии получила название Первой мировой. В Петербурге, Берлине, Вене, Париже люди высыпали на улицы. На их лицах — радость, счастье. Война пришла!
Как сейчас показано работами ряда психологов, война не только и не столько выброс агрессии. Психологической подоплёкой войны является человеческий альтруизм — потребность в самопожертвовании, аффилиации, смысле жизни… В войне фрустрированный человек способен ощутить себя востребованным. За такое не жалко и жизнь отдать — и свою и чужую… Эти так называемые базовые функциональные потребности играют важнейшую роль в поддержании института войны. Попытки же объяснить войну предметными причинами — экономикой, экологией, политикой — чаще всего несостоятельны. Часто это способы рационализации, самооправдания конфликта. Войны появились задолго до экономической эксплуатации, грабежа и т.д. В первобытных племенах войны чрезвычайно жестоки, хотя чужие вещи там брать запрещено — табу, потому что вещь врага будет тебе мстить. Вещь можно только сломать, разрушить, идолов — осквернить, скот — вырезать…
— Это, кстати, в Библии очень хорошо прописано — жизнь первобытных скотоводческих племён в Иудее. Бог Ягве всё время заставлял евреев при взятии очередного селения вырезать всех мужчин, женщин, детей, всю скотину. А если щадили какого-то ребёнка, библейский бог гневался и насылал на победителей кары.
— Ну, Библия появилась намного позже палеолита. Так что у евреев это были просто палеолитические пережитки… Однако и сейчас встречается ещё живой палеолит на планете — в некоторых племенах. Грабежей там нет. А войны есть! До сих пор в ряде африканских племён парень не может жениться, не подарив невесте голову или гениталии мужчины из соседнего племени.
А монголо-татары? Они брали города, набивали обозы награбленным добром, эти обозы мешали войску двигаться, тогда бросали телеги и опять шли дальше налегке. И до метрополии почти ничего из награбленных богатств не доходило — в Монголии люди, как и тысячу лет назад, кочевали и жили в юртах…
— С Македонским, если верить старой рекламе банка “Империал”, была та же история. Чтобы не обременять войска награбленным хламом, он велел воинам побросать всё золото и прочее барахло и идти завоёвывать мир дальше. Это было экономически бесцельно, просто Македонскому очень хотелось завоевать мир. Может быть, если бы у него был мотоцикл “Харлей Дэвидсон”, всё бы и обошлось. Гонял бы себе, адреналин нарабатывал…
— Я не уверен, что мотоцикл может заменить войну. У культуры много канализаторов агрессии: спорт, кино, игры. Но они пока не отменили войн. А вопрос назрел. Сейчас человечеством накоплен такой огромный арсенал уничтожения, который представляет угрозу для существования цивилизации. Нужны новые методы культурной регуляции. И они появляются. Во всяком случае в XX веке ядерной войны не случилось. Это исторически беспрецедентное событие — чтобы появившееся новое мощное оружие не использовалось в войне. Возможно, сыграет свою роль виртуальная реальность, которая задействует максимально возможное число органов чувств человека и вытеснит войну в сферу компьютерной реальности.
2 августа 2007 года в газете «Батайский экспресс» вышла первая часть интервью со мной. 9 августа ожидается продолжение. Статья называется «Страховка от падения».
Подробнее