8. Соборные послания святого апостола Иоанна богослова
8.1. 1 Иоан. 2:1-2, 12
1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
Согрешив и осознав свой грех, человек кается, исповедуется, молит прощения у Бога. Зачем нужен ходатай? Неужели Бог сам не слышит молитвы, обращённые к нему?
И второе. Очень сложный стих 12. Сразу несколько вопросов возникает:
- Какие грехи прощены, прошлые или все?
- Прощаются грехи абсолютно всех людей, или только тех, кто следует за Иисусом? Если не всех, то это уже не "грехи всего мира".
Комментарий Александра Колоскова
Комментарий Пауло Коэльо
8.2. 1 Иоан. 2:18
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время.
В этом стихе выражение "последнее время" употребляется как особый термин, имеющий общеизвестные свойства ("… то мы и познаём и того, что последнее время"). Что же это такое? Какими свойствами это обладает, что может являться причиной для чего-то, описанием, объяснением?
Комментарий Александра Колоскова
8.3. 1 Иоан. 4:1-6
1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
2 Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
3 а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.
4 Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире.
5 Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их.
6 Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения.
В большинстве своих речей апостолы заняты тем, что очерчивают круг, отделяя "своих" от "чужих". Для того, чтобы соединиться душой с Богом, человек должен встать внутрь этого круга, приобщиться к ним.
А мерилом всего становится Иисус Христос. Причём он воспринимается не как путь, средство, а как цель: его необходимо "исповедовать". Выходит, что даже если кто-нибудь, через откровение от духа получил информацию, и эта информация схожа с той, что нёс Иисус, то это дух антихриста, и человек этот — лжепророк, потому что в его речах не присутствует имя Христа.
Христианство страдает от того, что тратит столько сил на поиски врагов вокруг.
В Дао-дэ-цзин сказано: "Там, где нет защиты, не будет и нападения". Христианство, пытаясь определить "врагов", разделяя мир на "своих" и "чужих", действительно провоцирует нападки на себя. Я не знаю "врагов" буддизма, даосизма, индуизма. Просто в их миропонимании нет таких понятий.
Комментарий Александра Колоскова
8.4. 1 Иоан. 5:7-12
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
Что же это за свидетельства на земле: дух, вода и кровь? Где же то свидетельство, которым "Бог свидетельствовал о Сыне Своём"? Но, дальше (1 Иоан. 5:11) говорится, что свидетельство это — жизнь вечная в Сыне. Но разве вечная жизнь — доказанный факт, общеизвестная истина? Вечная жизнь — это предмет веры. Разве предмет веры может быть свидетельством?
Комментарий Александра Колоскова
8.5. 1 Иоан. 5:19
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
Зачем Иоанну надо было так чернить мир? Ответ на этот вопрос здесь же, в первой части предложения: для контраста. В кромешной тьме и зажжённая спичка может ослепить, в то время, как днём её бы никто не заметил. Апостолам не выгодно была замечать в мире божественные признаки. Несмотря на то, что мир — творение Бога, Иоанн говорит, что весь мир во зле. Следовательно, попытки обрести счастье в нём — тщетны. Надо жить только мыслями и мечтами о другой, вечной жизни, которую обещал Иисус.
Комментарий Александра Колоскова