1
Пн 20 авг 2007 20:08
А что же такое "традиционные общества"?...
Ответить
Цитата мудрецаГолосованиеЗагружается, подождите...
|
Начало сайта › Сообщество › Тематические обсуждения › Человек и общество Версия для слабовидящих Версия для печати Традиционные общества
2
Пн 20 авг 2007 22:03
Термин "традиционные общества" был употреблён Романом ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Ответить
И мне стало просто интересно, что же это такое?...
3
Вт 21 авг 2007 19:15
Вот статья из Википедии а вообще набери в гугле (традиционное общество модернизация)
Ответить
Традиционное общество Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Для традиционного общества, как правило, характерны: • традиционная экономика • преобладание аграрного уклада; • стабильность структуры; • сословная организация; • низкая мобильность; • высокая смертность; • высокая рождаемость; • низкая ожидаемая продолжительность жизни. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией (как правило — по праву рождения). В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (т. к. свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка). В целом для традиционных обществ характерен примат коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства, клана и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения. В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи. В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живет в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны. Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом. Трансформация традиционного общества Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент». [1] В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример - изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н.э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики. В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом. Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир. Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения. Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма. В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям). Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека. Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.
4
Вт 21 авг 2007 19:25
Спасибо, Роман. Честно говоря, у меня даже и мысли не возникло это "где-нибудь поискать". Потому что я даже и не подумала, что этому может быть дано некое общепринятое определение... Я думала, что "традиционные общества" - это твоё, Роман, свободное словотворчество...
5
Вт 21 авг 2007 19:40
Спасибо, Роман, огромное! Я правда - не знала... Но эти общества... они - как бы... в прошлом... в далёком прошлом. Да? Из "современного" отчего-то "всплыли" мормоны. И, пожалуй, социалистическое общество...
6
Ср 22 авг 2007 13:18
Ну нет, элементы традиционного общества сохраняются в любом обществе. Модернизация в России проходила как раз во время социализма, сейчас окончательно . В современном мире процессы модернизации идут, часто болезненно, с откатами назад (как во многих мусульманских странах) в Китае, Индии, Азии, Африканских странах. Вообще это очень болезненный процесс. Сознание освобождается от традиционных ценностей, а то, что получает взамен часто осознаётся как безнравственность, разврат, пустота. Отсюда откат к религиозному радикализму, национализму... Вообще суть модернизации в переносе ценностей от родовых к личностным, но не всякая личность готовы выдержать груз свободы и ответственности, не у всех есть глубокие нравственные ориентиры, отсюда проблемы с преступностью, наркоманией, (и гомосексуализм в том числе) Книжка Уолша любимая Андреем - тоже яркий пример модернизации религии.
7
Чт 23 авг 2007 18:55
Нет, этого я уже не понимаю. Общество либо "традиционное", либо - нет! Общества с элементами традиционного общества - это уже какие-то совсем другие общества. Вообще "общество" - это какое-то целостное понятие. Вот мне объяснили про "традиционные общества" - это общества с совершенно определённым набором признаков. А общество с всего лишь элементами традиционного "традиционным" назвать никак нельзя.
8
Пт 24 авг 2007 10:58
Ты вот только что прочитала, а уже судишь так определённо... Общество же не бывает однородным. Оно состоит из людей. В обществе могут быть большие группы людей, которые живут почти что в разных эпохах. Возьми русское общество перед революцией. Крестьяне и многие помещики живут вполне традиционным укладом, а общество в крупных городах демократическая интеллигенция, пролетариат - уже от традиций оторвались.
9
Пт 24 авг 2007 19:37
Нет, не так. Не я сужу определённо, а я сужу, исходя из определения. Потому что когда в характеристике общества упоминается экономика, мировоззрение, сословность, то я так понимаю, что речь идет об "обществе", как о некоей формации, а не об обществе "анонимных алкоголиков"... Может, конечно, я что-то не так поняла... Ну... тогда... Осталось выяснить, что же такое "общество". С "традиционным", вроде, разобрались...
10
Пн 27 авг 2007 18:58
Чёткие определения хороши только в математике, ну может ещё в физике, а что касается общественной жизни, то определение это скорее намёк, чтобы можно было почувствовать смысловой объём слова.
Ответить
Если почитать побольше на эту тему, то и смысловой объём будет богаче. Любовь к чётким определениям это пережиток эпохи когда казалось, что рациональная наука скоро построит всех и вся, только определиться с задачей - и решение будет найдено. Вот кстати - Новая хронология - типичный продукт аналитического ума необременённого гуманитарным образованием.
Вернуться в Человек и общество Кто сейчас на сайтеЗарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [bot] |
||||