Ещё одна причина смерти Иисуса
Читаю сейчас книжку Тома Хартмана «Главная духовная тайна века». И вот там приводятся интересные факты, говорящие о том, что Иисус был настоящим революционером, который готовил восстание против римлян. И римляне, понимая это, ликвидировали его. Каифа и Пилат сделали своё дело так же тонко, как и Иисус действовал против них.
Итак, вот три факта подготовки восстания против римлян (цитаты из книги в сокращении):
1. Две тысячи лет назад, когда ещё не изобрели туалетную бумагу, люди подтирались левой рукой. Затем они ополаскивали пальцы в чаше с водой, но левая рука всё равно оставалась нечистой, и об этом все помнили. В Древней Иудее самое ужасное и чудовищное оскорбление — прикоснуться к человеку левой рукой. Во многих обществах запрещалось даже просто указывать левой рукой на человека. Среди ессеев за жест левой рукой нарушителя изгоняли из общины на неделю. А если бы ты захотел кого-то грубо оскорбить и полностью унизить, в особенности прилюдно, то тебе следовало бы дать ему пощёчину левой рукой. И так можно было бы поступить только с человеком, который не сможет отомстить.
Итак, в древнеримском обществе пощёчина левой рукой была самым тяжким оскорблением. И нанести такое оскорбление могли только самому бесправному человеку — еврею, чью землю оккупировали римляне. Оскорблённый не мог дать сдачи, т.к. за удар, нанесённый римскому гражданину, полагалась смертная казнь.
Но, если бы римлянин нанёс удар ещё и правой рукой, то это означало, что он развязал драку, и тогда оскорблённый имел право защищаться. Но правой рукой римляне рабов не били. Они наносили им позорные удары левой рукой и смеялись над униженным рабом, который не мог дать сдачи.
Если удар идёт левой рукой, то приходится он на правую щёку. Но если спровоцировать удар и правой рукой (по левой щеке), это бы значило поставить под сомнение авторитет обидчика, даже если он рабовладелец или человек, наделённый властью. Эта провокация — всего лишь принуждение обидчика к честному бою.
Матф.5:39 «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в ПРАВУЮ щёку твою, обрати к нему и другую;»
Специально было сказано о «правой» щеке!
2. Во времена римского владычества римским солдатам и гражданам дозволялось по закону использовать местных жителей в оккупированных странах для переноски грузов на расстояние до 1 мили. Но римляне отлично понимали, что, если они будут эксплуатировать побеждённых слишком жестоко, могут вспыхнуть бунты и восстания. Поэтому они налагали очень суровое наказание на римских солдат и граждан, заставлявших жителей завоёванной страны переносить грузы на расстояние больше мили. Римлянин, уличённый в этом преступлении, подрывающем спокойствие в стране, лишался римского гражданства. А, потеряв гражданство, он сам оказывался в положении раба.
Итак, солдат, потребовавший от местного жителя перенести груз на расстояние, больше положенного, рисковал своей жизнью. Ему грозила опасность даже в том случае, если кому-то просто показалось, что он нарушил этот закон.
Если бы каким-то образом можно было произвести на окружающих впечатление, что солдат заставил тебя перенести что-то на большое расстояние, это ставило бы его жизнь под угрозу. А если бы все рабы или все жители покорённой страны придумали, как делать вид, будто римские солдаты преступают этот закон, то весьма вероятно, что правящая верхушка этой провинции была бы низложена.
Матф.5:41 «И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два».
3. Во времена Римской империи человек с маломальским достатком владел двумя предметами одежды: длинной рубахой, которую оборачивали вокруг тела и плащом — тёплой верхней одеждой. В Палестине днём было жарко, а ночью холодно, так что люди спали в обоих одеяниях, а днём ходили в одной рубахе.
Римляне обложили местных жителей огромными налогами. Кроме того, одежду делали вручную. Каждую ниточку выпрядали руками, каждый дюйм ткани изготовляли на простом ткацком станке. Одежда была невероятно дорогой, поэтому у большинства людей были только рубаха и плащ.
Если человек был рабом или состоял у кого-то в кабале, то рабовладелец, утверждал свою власть над ним одним простым способом: он держал его плащ у себя в дневное время, так что по вечерам человек был вынужден приходить к нему за плащом, чтобы спать в тепле.
Однако существовал ещё один закон, запрещающий забирать у человека рубаху — его дневную одежду. Ведь без рубахи он оставался голым. Нарушив это предписание, рабовладелец преступил бы законы благопристойности и общественного приличия. И, кроме того, это была бы сверхэксплуатация, подрывающая спокойствие Империи. Все бы вокруг встали на защиту обиженного.
Итак, римский гражданин, живущий в стране, оккупированной римлянами, выходит из дома и видит крестьянина, работающего на своём поле. Ему приходит в голову, что из того выйдет хороший раб для каких-то личных работ. Всё, что ему нужно — пойти к местному чиновнику и взять у него законное постановление о том, что отныне этому крестьянину положено работать на него. В этом постановлении будет указано, что каждое утро он должен будет отдавать хозяину свой плащ на хранение, а вечером тот должен будет его возвращать. Именно так и происходило изо дня в день в древних странах, оккупированных римлянами, в частности, в Иудее. А если раб не захочет отдать хозяину плащ, оказав тем самым неповиновение, тот будет иметь полное право бросить его в темницу или скормить львам.
И вот решение:
Матф.5:40 «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя верхнюю одежду, отдай ему и рубашку». (В русском переводе «рубашка» и «верхняя одежда» переставлены местами.)
Вот таким образом Иисус призывал к пассивному восстанию, без насилия, разрушая и подрывая римские устои изнутри.