Книга расположена на сайте Андрея Якушева
Фридрих Ницше
1
2
3
4
5
6
7
8
Необходимо сказать, кого мы считаем своей противоположностью: теологов и всё, что от плоти и крови теологов, — всю нашу философию... Нужно вблизи увидеть роковое, больше того — нужно пережить его на себе, почти дойти до гибели, чтобы с ним уже не шутить более (свободомыслие наших господ естествоиспытателей и физиологов в моих глазах есть шутка; им недостаёт страсти в этих вещах, они не страдают ими). Отрава идёт гораздо далее, чем думают: я нашел присущий теологам инстинкт высокомерия всюду, где теперь чувствуют себя "идеалистами", где, ссылаясь на высшее происхождение, мнят себя вправе относиться к действительности как к чему-то чуждому и смотреть на неё свысока... Идеалист совершенно так, как и жрец, все великие понятия держит в руке (и не только в руке!); он играет ими с благосклонным презрением к "разуму", "чувству", "чести", "благоденствию", "науке"; на всё это он смотрит сверху вниз, как на вредные и соблазнительные силы, над которыми парит "дух" в самодовлеющей чистоте: как будто жизнь до сих пор не вредила себе целомудрием, бедностью, одним словом, — святостью гораздо более, чем всякими ужасами и пороками... Чистый дух — есть чистая ложь... Пока жрец, этот отрицатель, клеветник, отравитель жизни по призванию, считается ещё человеком высшей породы, — нет ответа на вопрос: что есть истина? Раз сознательный защитник отрицания жизни является заступником "истины", тем самым истина ставится вверх ногами...
9
Этому инстинкту теолога объявляю я войну: всюду находил я следы его. У кого в жилах течёт кровь теолога, тот с самого начала не может относиться ко всем вещам прямо и честно. Развивающийся отсюда пафос называется вера, т.е. раз и навсегда закрывание глаз, чтобы не страдать от зрелища неисправимой лжи. Из этого оптического обмана создают себе мораль, добродетель, святость; чистую совесть связывают с фальшивым взглядом; освящая собственное мировоззрение терминами "Бог", "спасение", "вечность", не допускают, чтобы какая-нибудь иная оптика претендовала на ценность. Везде откапывал я инстинкт теолога: он есть самая распространённая и самая подземная форма лжи, какая только существует на земле. Всё, что ощущает теолог как истинное, то должно быть ложным: в этом мы почти имеем критерий истины. Его глубочайший инстинкт самосохранения запрещает, чтобы реальность в каком бы то ни было отношении пользовалась почётом или хотя бы просто заявляла о себе. Поскольку простирается влияние теологов, постольку извращается оценка, — необходимо подмениваются понятия "истинный" и "ложный": что более всего вредит жизни, то здесь называется "истинным"; что её возвышает, поднимает, утверждает, оправдывает и доставляет ей торжество, то называется "ложным". Если случается, что теологи, путём воздействия на "совесть" государей (или народов), протягивают руку к власти, то мы не сомневаемся, что собственно каждый раз тут происходит: воля к концу, нигилистическая воля волит власти...
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Примечания А.М. Руткевича
1. Заратустра (Заратуштра) речь идёт не о реформаторе иранской религии (время его жизни относят предположительно к VII - 1-й половине VI вв. до н.э.), создавшем дуалистическое учение о сечной борьбе доброго и злого начала (Ахурамазда и Анхара-Майнью), а о герое книги Ницше "Так говорил Заратустра", то есть о пророке "вечного возвращения" и "сверхчеловека", "сокрушителей скрижалей" всех существующих моральных ценностей. Назад
2. Лабиринт в античной мифологии построенное Дедалом по приказу царя Миноса сооружение со сложным и запутанным планом, в котором был скрыт от глаз смертных чудовищный человекобык Минотавр. Его убивает герой Тесей, который выбирается затем из Лабиринта с помощью "нити Ариадны". Во многих произведениях Ницше встречаются связанные друг с другом образы Лабиринта, Тесея, Ариадны и Диониса, справляющего свадьбу с Ариадной после того, как она была оставлена Тесеем на острове Наксос. Эти образы использовались Ницше для символической передачи главных идей его учения (Тесей "высший человек", не выполняющий своего назначения; "сверхчеловек" как порождение брака Диониса и Ариадны и т.д.). В то же время они имели для Ницше и личный смысл. Так, Ариадна ассоциировалась с Козимой Вагнер, свои последние уже полубезумные письма он подписывал "Дионис". Назад
3. Семикратный опыт одиночества опыт семи одиночеств переосмысленный Ницше образ из Апокалипсиса "И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе..." (Откр. 8:1). Подобно тому как агнец снимает с книги Откровения все семь печатей, так и Заратустра, сняв шесть из них, готовится к тому, чтобы в одиночестве снять оставшуюся седьмую печать. Поэтическая разработка данного образа в стихотворении Ницше "Знаки огня". Назад
4. Гиперборейцы, или гипербореи мифический народ, живущий в волшебной стране на далёком Севере, за пределами царства северного ветра Борея (отсюда название). Гипербореи живут при свете вечного дня, в блаженстве, не зная ни болезни, ни смерти, проводя свою жизнь в песнопениях и танцах среди священных полей и лесов. Это царство Аполлона, в котором он проводит зимние месяцы. В позних трудах Ницше уже нет прежнего противопоставления аполлоновского и дионисийского начал; теперь именем Дионис обозначается мироощущение, включающее в себя оба эти начала. Идеализированная архаическая Греция противопоставляется христианству. Назад
5. Пиндар. Десятая Пифийская песнь. Назад
6. Современный человек. Гневные обличения Ницше направлены против всей современности, рождающей "последнего человека": "презреннейшего человека, который уже не сможет презирать себя", который всё делает мелким, живёт "маленькими удовольствиями" стадного животного. Современники жители "страны культуры", позаимствовавшие у всех народов и эпох разнородные идеалы и ценности. "Все времена и народы, разноцветные, смотрят из-под покровов ваших: все обычаи и верования говорят беспорядочно в жестах ваших. Если бы кто совлёк с вас одеяния и покровы, краски и жесты: у него осталось бы ровно столько, чтобы пугать птиц" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., 1913, с. 146). Назад
7. широта, великодушие (франц.). Назад
8. Добродетель в стиле Ренесанса, virtu. Ницше отождествлял ренесансное понимание добродетели с её трактовкой в греческой рахаике ("калокагатия"), когда между "добрым" и "прекрасным", моральным и эстетическим отсутствовала чёткая граница. Прекрасное лицо или телосложение могло считаться свидетельством прекрасной души. Только у Сократа, по мнению Ницше, моральные ценности были противопоставлены "жизни", которая в результате была обесценена. Произошло "удвоение мира", появилось трансцендентное царство ценностей. Но становление "невинно", оно "стоит по ту сторону добра и зла", а потому и добродетель должна быть без "моралина". Добродетелью становится самоутверждение жизни, воля к власти. Назад
9. Учение Ницше о воле к власти, непрерывной "войне" в природе и обществе возникло под несомненным влиянием эволюционизма Ламарка и Дарвина. Концепция "сверхчеловека" и мораль, гласящая: "падающего толкни", многими чертами напоминают социал-дарвинистскую теорию второй половины XIX в. Вместе с тем Ницше неоднократно указывал на свои расходения с концепцией "естественного отбора" и вообще отрицал наличие эволющии в живой природе. Тем более неприемлемой была для него доктрина общественного прогресса. Ни в природе, ни в обществе, с точки зрения Ницше, нет "естественного отбора" лучших и сеильнейших ("Не нужно путать природу с Мальтусом", писал он в "Сумерках кумиров"). "Естественный отбор" способствует не "лучшим" а "наихудшим", "стаду", которое умеет приспосабливаться, побеждает большим числом, хитростью. "Высшие люди" всегда счастливые исключения, а не результат эволюции. Назад
10. Паскаль. Отношение к великому французскому учёному и философу Блезу Паскалю (1623–1662) было у Ницше двойственным. Несомненно влияние на него французских моралистов XVII в., в том числе и Паскаля, особенно в понимании человеческой психологии. Ницше писал, что Паскаль умер слишком рано, "чтобы иметь возможность из глубины своей великолепной и горестной души осмеять христианство, как он успел осмеять иезуитов". Предсказание вряд ли точное, живи Паскаль дольше, он скорее всего закончил бы свою "Апологию христианства". Паскаль был для Ницше и примером того, как христианство "совращает" высших людей, делает их "декадентами". Паскаль, писавший о человеческом "ничтожестве", о "порче" всей человеческой природы в результате грехопадения, искупаемой лишь благодатью, является очевидным оппонентом Ницше, а потому он заявляет о "порче" разума самого Паскаля христианством. Подробнее он писал о Паскале в книге "По ту сторону добра и зла", перед сознанием которой внимательно изучал как произведения Паскаля, так и исследования Сент-Бёва "Пор-Рояль", в котором подробно излагается биография французского мыслителя. Назад
11. Декаданс понимается Ницше не только как совокупность явлений в культуре конца XIX в. Литературно-художественный декаданс сам является порождением нигилизма, умственного и физического вырождения "высших людей" европейской цивилизации. Декаданс — это победа слабых над сильными, триумф "рабской морали", умерщвление воли, хаотическая спутанность инстинктов и страстей. Вместо того чтобы действовать, декадент, жертва излишней чувствительности, стремится избавиться от страданий в опьянении или с помощью наркотиков; но страдания могут уменьшать и "искусство для искусства", и социальные реформы. В мстительной злобе декадент становится анархистом, разрушителем общества. Назад
12. Воля к власти — центральное понятие ницшеанства. Пытаясь свести различные качественные состояния психики (инстинкты, эмоции, интеллект и т.д.) к какому-то единому основанию, Ницше приходит к понятию "воля к власти". Сила импульсов, то есть количественные различия, лежит в основе качественных различий. В деятельности великого полководца, в творчестве художника или учёного воля к власти максимально, поскольку здесь предельно выражены самообладание, самопреодоление. Власть над собою выше, чем власть над другими. От психологической трактовки воли к власти Ницше переходит к онтологической её интерпретации. Весь космос понимается им как непрерывная борьба "квантов власти", каждый из которых стремится к господству над всеми остальными, желает стать организующим центром всего мира. Социальные по сути своей отношения господства и подчинения переносятся на весь мир, тогда как собственно социальный мир понимается как вечная война соперничающих воль. Назад
13. Противопоставление страдания и сострадания является одним из центральных положений Ницше. Страдание способствует самопреодолению (Selbstűberwindung), росту власти над самим собой; высшее здоровье заключается в способности преодолевать болезнь и боль. Сострадание, напротив, расслабляет, уменьшает "волю к власти". Ср.: "Ах, где в мире совершались большие безумства, чем у сострадательных? И что в мире причиняло большие страдания, чем безумства сострадательных? Горе всем любящим, ещё не достигшим такой высоты, которая выше сострадания их! Так говорил мне однажды дьявол: "даже у бога есть ад свой: это любовь его к людям". А недавно слышал я, как говорил он: "Бог умер, из-за сострадания к людям умер бог" (Ницше Ф. Так говорил Заратустра, с. 113). Христианство есть религия милосердия, сострадания; собственное достоинство Ницше провозглашает религией страдания и жизнеутверждения ("великого Да жизни"). Назад
14. Шопенгауэр Артур (1788–1860) — немецкий философ, создатель учения о "мире как воле и представлении". Учение о тёмной, иррациональной "мировой воле" послужило важнейшим источником понятия "воля к власти" Ницше. Однако Ницше радикально изменил как трактовку воли (не "воля к жизни", а "воля к власти", не единая мировая воля, а плюрализм воль), так и всю совокупность социально-этических выводов из этого учения. Шопенгауэр с его пессимизмом, пониманием жизни как мира страдания, отречение от которого — цель философа, становится для Ницше образцом "пассивного нигилизма", "европейского буддизма"; этика сострадания Шопенгауэра подвергается резкой критике наряду с христианской этикой милосердия. Назад
15. Нигилизм. Термин "нигилизм" Ницше позаимствовал у французского писателя Поля Бурже, который в свою очередь взял его у Тургенева. У Ницше "нигилизм" обозначает потерю всех ценностей, ведущую к декадансу, вырождению человечества. Нигилизм (от лат. nihili — ничто) ведёт к потере смысла существования: "Высшие ценности обесцениваются. Нет цели, нет ответа на вопрос: "Зачем?" (Ницше Ф. Воля к власти, 11, 43). Ницше начинает историю европейского нигилизма с идеалистической философии Сократа и Платона, в которой над дионисийским становлением жизни возвысился мир идей; христианство ("платонизм для стада") ведёт к дальнейшему обесцениванию жизни, а тем самым подготавливает полную утрату смысла жизни. Христианство постепенно разлагается ("Бог умер"), а вместе с ним исчезают и все оторванные от мира ценности. "Пассивному нигилизму" (философия Шопенгауэра, декаданс, "европейский нигилизм") Ницше противопоставляет собственный "активный нигилизм", то есть деятельное отрицание всех прежних ценностей и утверждение новых, "жизненных ценностей" — "воли к власти", "вечного возвращения", "сверхчеловека". Назад
16. первородный грех (лат.). Назад
17. Тюбингенский институт. Речь идёт о Тюбингенской школе, группе либеральных протестантских богословов — гегельянцев, историков христианства (Ф.К. Баур, Д. Штраус). Представители школы провели ряд историко-филологических исследований евангелий. Ницше считал историко-критические труды Тюбингенской школы недостаточно радикальными, половинчатыми, отсюда его резко негативные оценки. Назад
18. Ликование при появлении Канта. Ницше неоднократно подвергал самой уничижительной критике (а то и просто брани) учение Канта за его компромиссный характер. В "Критике чистого разума" Кант показал несостоятельность всех богословских доказательств бытия бога, но целью Канта было "ограничить знание, чтобы освободить место вере", и в "Критике практического разума" он принимает существование бога как высшего гаранта нравственного миропорядка. Поэтом, хотя при жизни Канта его "религия в пределах одного лишь разума" опровергалась протестантскими богословами, в дальнейшем это учение было приспособлено для сохранения "истин веры" в условиях, когда стало ясно, что никакая рациональная аргументация не способна дать им подтверждение. Ницше не устраивало прежде всего этическое учение Канта. Назад
19. Лютер Мартин (1483–1546) — основатель протестантизма, один из вождей Реформации. Теологическим обоснованием разрыва с католической церковью служили учения Лютера о предопределении и об "оправдании верою". Единственным источником веры он считал "откровение", то есть св. писание (а не предание, авторитет церкви). Ницше был сыном протестантского священника, он вырос в исповедующей ортодоксальное лютеранство семье, и на его восприятие христианства в целом наложила отпечаток лютеровская интерпретация христианства. Именно Лютер довёл до предела противопоставление разума и веры, произносил также такие хулы в адрес разума, что дал тем самым Ницше возможность говорить об изначальной враждебности христианства разуму. Учение о спасении "только верою" (а не благими деяниями) было приписано Ницше вслед за Лютером апостолу Павлу и христианству вообще. Лютер был готов считать апокрифом послание апостола Иакова только потому, что в нём есть слова: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?.. Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2:24,26). Хотя хорошо известны слова Павла: "А теперь пребывают… три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше", Ницше, вслед за Лютером, считал Павла проповедником спасения "только верою". Это дало ему возможность противопоставить Христа и Павла. Деятельность Лютера и Реформация вообще оценивались Ницше резко отрицательно, как "плебейский бунт" против итальянского Ренессанса. Назад
20. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1716) — немецкий философ и учёный. В "Теодицее" Лейбница обосновывается компромисс между наукой и теологией; Ницше видел в этом попытку соединения разума и веры, разъединённых Лютером. Назад
21. Чандала — "нечистые", "неприкасаемые" в Индии, то есть не входящие ни в одну варн (брахманов, кшатриев, вайш и шудр). Назад
22. Декарт Рене (1596–1650) — французский философ и естествоиспытатель. Ницше высоко оценивал физику и физиологию Декарта, представление о животных как "машинах", "механизмах" (Декарт открыл безусловный рефлекс), однако рационалистическую метафизику французского мыслителя он не принимал. Декарт утверждал существование духовной субстанции и проводил онтологическое доказательство бытия бога, исходя из постулата: "Я мыслю, следовательно, я существую" (cogito ergo sum). Ницше отвергал cogito в качестве незыблемого фундамента человеческого мышления, так как считал, что за мышлением стоят волевые импульсы. Декарт также считал "свободную волю" независимой от разума, но "воля к власти" Ницше радикально отличается от картезианской воли. Рациональное мышление есть лишь выражение инстинктивных влечений, иррациональных импульсов. Ницше не отрицает разума вообще (это видно хотя бы по тексту "Антихристианина"), он видит в нём сильный инструмент, орудие "воли к власти". Но о какой бы то ни было автономии разума не может быть и речи, разум детерминируется влечениями. В этом смысле Ницше пытается использовать сказанное Декартом по отношению к животным — человек является своего рода механизмом. Назад
23. Горение, пыл, рвение (франц.). Назад
24. Ренан Жозеф Эрнест (1823–1892) — французский историк, писатель. В трудах "История происхождения христианства", "История израильского народа" он критиковал Библию с позиции Тюбингенской школы. Известность Ренану принесла книга "Жизнь Иисуса" (1863), в которой на основе евангелий и других источников Ренан изобразил Иисуса Христа не как богочеловека, а как симпатичного галилейского проповедника. Всё сверхъестественное было отвергнуто, а тем самым были отвергнуты и основные христианские догматы. Иисус стал проповедником морали. Ницше во многих работах обрушивался на Ренана, видел в нём своего "антипода" (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Сумерки кумиров). Назад
25. По преимуществу (фр.). Назад
26. подполье (франц.). Назад
27. с точки зрения Спинозы (лат.).
Спиноза. Ницше "открыл" для себя философию Спинозы в 1881 г. Он восхищался смелостью спинозовской критики религии, использовал аргументы Спинозы против "свободы воли". Вместе с тем он порицал рационализм Спинозы, его "интеллектуальную любовь к богу"; в теории познания Ницше противопоставлял рационалистическому учению об интеллектуальной интуиции свой "перспективизм". Каждый познающий субъект есть конкретная, определяемая волевыми импульсами "перспектива", точка зрения на мир, придающая ему организацию, приспособляющая его к своим устремлениям. Есть бесконечное число воль, ведущих борьбу друг с другом, в том числе и посредством познания. Мир алогичен в своём гераклитовском потоке становления; поэтому нет интеллектуальной интуиции sub specie aeterni (с точки зрения вечности), открывающей мир в его независимой от познающего истине. Нет истин "в себе", истина определяется Ницше как полезная ложь — хаос событий организуется на свой манер каждой из перспектив, познание тем истиннее, чем оно полезней для оста "воли к власти". Таким образом, единой перспективе познающего sub specie aeterni субъекта Ницше противопоставляет плюрализм воль, использующих познание в борьбе за власть: познание не имеет автономного характера, истина, как таковая, не существует. В учении Спинозы и других философов-рационалистов Ницше видит наследие "сократизма" и христианства. Назад
28. Крайняя и высшая степень (лат.). Назад
29. творческих дух (лат.). Назад
30. Буддизм. Учение Будды Гаутамы стало широко известно в Европе лишь во второй половине XIX в. Ницше познакомился с ним в 70–80 гг. благодаря трудам таких индологов, как его школьный товарищ П. Дейссен, Кёппен, Ольденбург. Европейская литературно-художественная богема в те годы осваивала буддизм, некоторые близкие знакомые Ницше именовали себя "буддистами"(Л. Саломе, например). Ницше привлекали такие черты буддизма, как феноменализм в теории познания, отрицание "Я", учение о перевоплощении и особенно тезис о том, что жизнь есть страдание. Европейская культура, полагал Ницше, наконец-то созрела для появления такого "более чистого", чем христианство, варианта нигилизма. Но именно потому, что буддизм равен для Ницше последовательному и честному нигилизму, отрицающему страдание, а вместе с тем и саму жизнь, он противопоставляет буддизму свой "жизнеутверждающий" миф о "вечном возвращении" и учение о воле к власти". Ясно, что Ницше понимает буддизм по образу и подобию философии Шопенгауэра, независимо от его реальной истории. Назад
31. Ressentiment (франц. — злоба, злопамятство) — одно из важнейших понятий психологии Ницше. Воля к власти может выступать не только как активная, но и как реактивная сила, то есть обратиться против самой себя. У слабых, проигрывающих в открытой борьбе, воля к власти подавляется, вытесняется, становится бессознательной, меняет свои формы. Слабые уподобляются лисе в басне Лафонтена, говоря "зелен виноград"; недоступное им объявляется морально дурным, недостойным, порочным. Сильные осуждаются с точки зрения "высших ценностей", каковыми на деле являются ценности слабых и неспособных; из нужды они делают добродетель. Типом человека, для которого наиболее характерен ressentiment, Ницше считает священника: непрерывно говоря о добродетели, он стремится на деле к власти над более высокими типами людей. В ressentiment Ницше видит главный источник морали. Назад
32. Сократ (470/469–399 до н.э.) — великий древнегреческий философ, жизнь и идеи которого известны в основном по произведениям его учеников — Платона и Ксенофонта, так как Сократ ничего не писал, но вёл философские беседы на улицах и площадях Афин. Был обвинён в "безбожии" и приговорён к смерти. Ницше считал Сократа гениальным мыслителем, но видел в нём первого в истории Европы декадента, нигилиста. Рационализм Сократа, его учение о моральных ценностях, теология рассматриваются Ницше как воля к отрицанию жизни, противоположная дионисийскому, трагическому началу жизни. Именно Сократ противопоставил потоку становления надвременное царство идей, "соблазнил" афинское юношество, прежде всего Платона. Ницше подчёркивает плебейское происхождение Сократа ("canaille"), видит в его иронии торжество "демократической " рассудочности над жизнью. Назад
33. Вольность, вольнодумство (фр.). Назад
34. "Брахманы… Платон" — брахманы — высшая жреческая каста в Индии, Платон (427–348 или 347 до н.э.) — великий древнегреческий философ-идеалист. Подвергая критике христианство и "европейский буддизм", Ницше видит образец общественного устройства в кастовом обществе Древней Индии. Отрицательное отношение к платоновскому идеализму не мешало Ницше высоко оценивать политическое учение Платона, в котором общество подразделялось на три сословия: мудрецов-философов, воинов и трудящихся (в позднем диалоге "Законы" речь идёт также и о рабах). Это деление полностью соответствовало делению индоариев на варны: священники — брахманы, воины — кшатрии, свободные общинники — вайшьи, рабы — шудры. Ницше противопоставляет христианству не только законы Ману, но также эзотерическую мудрость брахманов и платоновский идеализм, так как в них не придаётся большого значения вере, вопрос о личном спасении в христианском смысле вообще лишён всякого смысла; речь идёт не о загробном воздаянии на все времена, а о законе кармы и об освобождении от вечного круговорота перевоплощений (сансара, метемпсихоз). Освобождение достигается не верой, а познанием истины, хотя познание предполагает и целый ряд этических требований. Назад
35. Культы Афродиты, Адониса. Ницше пишет о распространившихся по всей Римской империи культах Великой матери (Афродита в религиозном эклектизме того времени смешивалась с Исидой, Кибелой), умирающего и воскресающего бога Адониса, заимствованного греками у финикийцев и сделавшегося возлюбленным Афродиты. Культы Великой матери оказали определённое влияние на христианское почитание богоматери; культы Осириса, Адониса и других умирающих и воскресающих богов подготавливали почву для принятия язычниками христианства. Назад
36. Иоан. 4:22. Назад
37. Крайняя степень (лат.). Назад
38. Христианство Павла — св. Павел (прим. 5–65 гг. н.э.) — "апостол язычников". Родился в Тарсе, имел римское гражданство. Был одним из наиболее активных гонителей христиан среди фарисеев. Обращение произошло на пути в Дамаск, Савл стал Павлом. (см. прим. 60). В Дальнейшем проповедовал христианство в разных районах Римской империи, был арестован в Иудее и отправлен в Рим (как римского гражданина его не могли судить в Иерусалиме). Согласно преданию, был предан мученической смерти во время гонений Нерона на христиан. О странствиях Павла рассказывается в Деяниях апостолов, написанных учеником Павла — евангелистом Лукой. До нас дошёл целый ряд посланий Павла, большая часть которых скорее всего принадлежит именно Павлу. Влияние "апостола язычников" на всю последующую историю христианства огромно — основные положения христианской теологии восходят к его посланиям. Для Ницше Павел является, пожалуй, самым ненавистным персонажем истории, исказившим смысл учения Христа, приспособившим его для "черни" всей Римской империи, а затем и варваров. Противопоставляя друг другу Христа и Павла, Ницше исходил из лютеровской интерпретации посланий апостола (см. прим. 19). В противопоставлении Христа и всего последующего христианства определённое влияние на Ницше мог оказать Л.Н. Толстой, книга которого "Моя религия" была известна Ницше (во французском переводе 1885 г.). Толстой видел ключ ко всему христианству в словах Христа о непротивлении злу насилием, считал всё позднейшее христианство отклонившимся от этой изначальной заповеди. Ницше говорит о "непротивлении злу" как о "глубочайшем слове евангелия", в определённом смысле "ключу к нему". Назад
39. Исаия — библейский пророк. Согласно традиции деятельность Исаии относится к периоду с 740 г. до 701 г. до н.э., когда произошёл захват Ассирией Иудейского царства. По традиции Исаие приписывается вся Книга пророка Исаии в Ветхом завете, но ему принадлежат, вероятно, лишь главы 1–12, 16–22, 28–32, в которых речь идёт о политических реалиях того времени. Отсюда характеристика Ницше — "критик и сатирик момента". Назад
40. В делах истории (лат.). Назад
41. Моисей — в иудейской и христианской традициях первый пророк Яхве и основатель его религии, законодатель и политический вождь евреев во время исхода из Египта в Ханаан. Моисей получает на Синайской горе десять заповедей от Яхве — запреты и повеления, регулирующие взаимоотношения людей с богом и друг с другом. К ним прибавляется ещё целый ряд ритуальных, моральных и юридических предписаний. Так называемое Пятикнижие Моисеево включает в себя первые книги Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Назад
42. Прибежище (лат.). Назад
43. Штраус Давид Фридрих (1808–1874) — немецкий теолог, представитель Тюбингенской школы. В своей "Жизни Иисуса" (1835–1836) применил "мифологическую теорию" при рассмотрении евангелий. Считал легендами ("мифами") все сверхъестественные события Нового завета. Эта работа оказала значительное влияние на Ницше в молодости. Однако позднее труды Штрауса ("Жизнь Иисуса, переработанная для немецкого народа" и др.) вызвали возмущение Ницше, видевшего в них попытку создать некую "эрзац-религию". Уже в ранних работах Ницше (например, в "Несвоевременных размышлениях") полемизирует со Штраусом, не приемля, в частности, национализм и "прогрессивизм" последнего. Исторический оптимизм Штрауса, верившего в прогресс человечества благодаря развитию знания, вызывал резкие возражения Ницше. Назад
44. Состояние (лат.). Назад
45. Эпикур (341–270 до н.э.) — древнегреческий философ. Характеризуя Эпикура как "типичного декадента", а его учение как "языческое учение об искуплении", Ницше имеет в виду этику Эпикура. В ней утверждалось, что по самой природе человеку присуще стремление к удовольствию и к тому, чтобы избегать страданий; "здоровое тело" и "безмятежность духа" понимались как цель счастливой жизни. По Эпикуру, независимость от внешнего мира, невозмутимость духа (атараксия) достигаются путём обучения и упражнения ("аскезы"), но это не умерщвление плоти, а благоразумие. "От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно". Достижение невозмутимости требует свободы от всех забот и тревог, прежде всего от страха смерти. Смерть не имеет к нам отношения: пока мы живы, её нет, когда есть она, то нет нас. По мнению Ницше, ни Будда, ни Христос не учили о загробном воздаянии (в отличие от исторического христианства). В эпикуреизме Ницше видит древнегреческий вариант нигилизма, самый чистый, мудрый, лежащий за пределами всех религиозных обе6щаний о загробном воздаянии. Назад
46. Иоанн Креститель (или Иоанн Предтеча) — по преданию начал проповедовать о близящемся приходе миссии на берегах Иордана, в 27 г. н.э. крестил в водах Иордана и самого Христа. Был казнён царём Иродом Антипой (Матф. 14:1-12). Назад
47. Непременное свойство (лат.). Назад
48. Великий мастер иронии (фр.). Назад
49. Острый ум, остроумие (фр.). Назад
50. Властный (фр.). Назад
51. Санкхья — одна из шести ортодоксальных, то есть признающих авторитет Вед, школ древнеиндийской философии. Санкхья признаёт существование двух начал: пракрити (материальная первопричина) и пуруша (сознание, дух, "Я"). Материальное первоначало активно, является основой существования всех реальных объектов; дух пассивен. Освобождение от закона кармы, то есть круговорота рождений и смертей, от страданий достигается путём возвращения к своему подлинному "Я", выхода из материального мира с его причинно-следственными связями. Эта техника освобождения разработана в другой школе — Йоги. Назад
52. Лао-цзы — полулегендарный основатель древнекитайского даосизма, ему приписывается написание в VI в. до н.э. трактата "Дао-дэ-цзин". Сравнивая воззрения Иисуса с учением Лао-цзы, Ницше имеет в виду даосское учение о недеянии, бездействии (у-вэй), то есть в подчинении естественному порядку, "пути" (дао) всех вещей, отсутствии всяких стремлений, идущих вразрез с дао. Назад
53. Характеристика Христа как "идиота" была опущена в первых изданиях "Антихристианина" (цензура сестры — Э. Фёрстер-Нитше). Характеристика эта, по мнению большинства исследователей, восходит к одноимённому роману Ф.М. Достоевского. Именно по ассоциации с романом он употребляет слово "идиот" в письмах к Брандесу и Стринбергу, а также в "Ницше против Вагнера", во фрагментах, вошедших в "Волю к власти". О влиянии романа свидетельствуют и сравнения евангелий "с миром русого романа", и сожаления, что "вблизи этого интереснейшего из декадентов не жил какой-нибудь Достоевский". Достоевского Ницше считал "единственным психологом", у которого он "хоть чему-либо научился". Параллели между романами Достоевского и философскими трудами Ницше проводились многими исследователями. Назад
54. "Не выставлена ли у порога христианской "веры" история Амфитриона?" В древнегреческой мифологии Амфитрион — сын тиринфского царя Алкея, внук Персея. Ницше имеет в виду наиболее распространённый и получивший ряд литературных переработок сюжет: пока Амфитрион участвовал в военных походах, Зевс принял его образ, явился к его жене Алкмене и от него Алкмена зачала Геракла. Ницше иронически приравнивает этот сюжет к христианскому учению о непорочном зачатии и рождении Христа. Назад
55. Подземные культы imperium Romanum — распространившиеся в последние века существования Древнего Рима различные восточные религиозные учения, соперничавшие с христианством и пролагавшие ему дорогу (митраизм, культы Кибелы, Адониса и др.). Назад
56. "В сущности, был один христианин, и тот умер на кресте". Ср. оценку Христа в "Так говорил Заратустра": "Поистине, слишком рано умер тот еврей, которого чтут проповедники медленной смерти: и для многих стало теперь роковым, что он слишком рано умер.
Он познал ещё только слёзы и уныние еврея вместе с ненавистью добрых и праведных — этот еврей: тогда объяла его тоска по смерти.
Зачем не остался он в пустыне и вдали от добрых и праведных! Быть может, он научился бы жить и научился бы любить землю, и любить смех!
Верьте мне, братья мои! Он умер слишком рано, он сам отрёкся бы от своего учения, если бы достиг моего возраста! Достаточно благоразумен был он, чтобы отречься!
Но незрел был он. Незрело любит юноша и незрело ненавидит он человека и землю. Ещё привязаны и тяжелы у него крылья и чувства духа его! (Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Спб., с. 96). Назад
57. "Бесед на острове Наксос". Видимо, Ницше имеет в виду бракосочетание Диониса и Ариадны (его стихотворение "Плач Ариадны"). Назад
58. Чернь (фр.). Назад
59. I Коринф. 15:14. Назад
60. "Родиной Павла была столица стоического Просвещения". Павел родился не в Иудее, а в Тарсе, где преобладало языческое население. Будучи иудеем, он имел римское гражданство, был знаком с греческой культурой. Параллели между христианством и римским стоицизмом проводили многие исследователи. Назад
61. последнее основание (лат.). Назад
62. Марк. 9:47-48. Ницше ошибочно указывает только 47. Назад
63. "Хорошо наврал, лев". По традиции евангелист Марк изображался в образе льва (Лука — агнец, Иоанн — орёл, Матфей — человек). Назад
64. 1 Кор. 6:2. Ницше подчёркивает "вами", тогда как в оригинале подчёркнуто "дела". Назад
65. Петроний Гай — римский писатель I в. н.э., автор "Сатирикона". Будучи придворным Нерона, был обвинён в участии в заговоре и покончил с собой в 66 г. Назад
66. Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) (ок. 1475–1507) — сын папы Александра VI, стал епископом в 16 лет, кардиналом в 18, затем снял с себя духовный сан, с 1498 г. — герцог Валентино, с 1501 г. — герцог Романьи. Честолюбивым замыслам Борджиа, ради которых он шёл на любые преступления, положила конец смерть его отца (отравившегося приготовленным для гостей ядом). Был вынужден покинуть Италию, и умер в Наварре. В идеализированном виде был изображён Макиавелли; Ницше неоднократно обращался к образу Цезаря Борджиа, полагал, что неосуществившейся возможностью Ренессанса был Цезарь Борджиа на папском престоле, то есть разложение христианства изнутри и полное преображение Европы. Назад
67. Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.). Назад
68. В вящую честь божию (лат.). Назад
69. Маниакально-депрессивный психоз (фр.). Назад
70. гордыня (лат.). Назад
71. способность, готовность (греч.). Назад
72. парафраз вольтеровского: "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать". Назад
73. Карлейль Томас (1795–1881) — английский философ, писатель, историк. В философии Карлейля содержится немало положений, которые перекликаются с ницшеанством: резкая критика церкви и буржуазного мира, ценностей современной культуры, "культ героев" в истории, возвышающихся над массой "посредственностей". Однако Карлейль идеализировал корпоративную структуру феодального общества (иногда истолковываемую как социализм); для Карлейля герои — высшие слуги человечества, а не "господа земли", как у Ницше, "сверхчеловек" которого принципиально отделяется от человека ("человек есть то, что должно превозмочь", "человек есть канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком", и т.д.). Назад
74. "Савонарола, Лютер, Руссо, Робеспьер, Сен-Симон". Объединение этих отличающихся по своим воззрениям мыслителей не является случайным. Савонарола — критик не только папской курии, но и языческих мотивов в ренессансной культуре XV в., отец Реформации Лютер, Ж.-Ж. Руссо с его политическим учением, подготавливавшим Французскую революцию, и Робеспьер, воплощавший это учение в жизнь, наконец, Сен-Симон, один из первых теоретиков социализма — все они являются оппонентами Ницше, как фанатики — сторонники идеалов морали, равенства, демократии. Назад
75. Законы Ману. Приписываемая легендарному прародителю людей и первооснователю индийского государства система законов; древнейший памятник политико-правовой мысли Древней Индии, в котором определены обязанности и нормы поведения людей различных каст.
Конфуций (ок. 551–479 до н.э.) — древнекитайский философ, основатель наиболее влиятельной школы древнекитайской философии.
Мухаммед — основатель ислама, Платон — древнегреческий философ. Здесь Ницше подчёркивает то общее, что имеется во всех этих религиозных, философских, правовых учениях ("святая ложь"). Все они, с другой стороны, противопоставляются хритсианству, так как соответствуют его идеалам иерархически организованного общества, где правят "избранные", "благородные". Назад
76. В одной фразе соединены два суждения апостола Павла о браке: "Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа" и "Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1 Кор. 7:2,9). Назад
77. Непорочное зачатие (лат.). Назад
78. На месте преступления, с поличным (лат.). Назад
79. Созвучие немецких Christ и Anarchist обыгрывается Ницше во всех поздних его работах. Исторически такое сопоставление кажется недостоверным, если учесть яростные обличения христианства со стороны анархистов, иногда в сходной с Ницше манере. Например, Бакунин писал: "Если бог — всё, то реальный мир и человек есть ничто. Если бог — истина, справедливость и бесконечная жизнь, то человек — ложь, несправедливость и смерть. Если бог — господин, то человек — раб… Бог существует, значит, человек — раб". В свою очередь церковь всегда осуждала анархизм. Иисус Христос был понят Ницше как анархист, но он сам подчёркивал отличие всего последующего христианства от Христа. Анархизм и христианство едины для Ницше как порождения ressentiment, мстительной зависти слабых, проявления нигилизма. Отсюда и рифмуемые Ницше "нигилист" и "христианин" (Nihilist und Christ). Назад
80. Лукреций; Тит Лукреций Кар — римский поэт I в. до н.э., эпикуреец по своим философским воззрениям. Назад
81. "Спасение от Иудеев" — Иоан. 4:22. Назад
82. Культы Озириса, Великой матери богов, культ Митры — восточные религии проникшие в Римскую империю из Египта (Озирис), Сирии, Фригии (Великой матери), Ирана (Митры). Назад
83. "Суть "Дамаска". В Деяниях апостолов и в посланиях апостола Павла содержится история превращения гонителя христиан Савла в "апостола язычников" — Павла; по дороге в Дамаск его "осиял" божественный свет, он услышал голос Христа, который говорил ему: "Савл, Савл! что ты гонишь меня?" — и велел идти в Дамаск, где ослепший прозрел и стал апостолом (Деян. 9). Назад
84. Св. Августин — Августин Аврелий (354–430), святой католической церкви, "блаженный" в православной; христианский богослов и философ, виднейший представитель латинской патристики, непререкаемый авторитет в вопросах религии и философии для католической церкви. Назад
85. "Чудесный мир мавританской культуры Испании". В результате завоевания большей части Пиренейского полуострова арабами в VII в. в Испании появилась блестящая арабская культура, которая просуществовала до конца XV в, когда завершилась Реконкиста — обратное завоевание всего полуострова христианами, испанцами и португальцами. Ницше имеет в виду европейское рыцарство, принимавшее активное участие в Реконкисте. Назад
86. "Швейцарская гвардия церкви". Начиная с XV в. наёмные войска всех европейских государств в значительной мере состояли из швейцарцев. Ницше имеет в виду, что немецкие рыцари были наёмниками церкви. Назад
87. Фридрих II Гогенштауфен (1194–1250) — император "Священной Римской империи", король Сицилии. Во время крестовых походов познакомился с исламской культурой и многое от неё перенял; находился во враждебных отношениях с папским престолом, отличался вольнодумством — ему приписывается трактат "О трёх обманщиках", то есть иудаизме, христианстве и исламе. Назад
88. Humanitas — латинский термин, имеющий два основных значения. В значении "человеческая природа", "человеческое достоинство", "человеколюбие" он стал источником новоевропейского понятия "гуманизм". В другом значении — "образованность", "духовная культура", "утончённость вкуса", "изысканность речи" — он породил наши "гуманитарные науки" ("гуманитарий" совсем не обязательно "гуманист"). Ницше обыгрывает многозначность данного термина, указывая и на "бескультурье" христианства, и на его "противочеловечность". Назад
89. Злосчастный день (лат.). Назад