Цитата мудреца

Голосование

Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Материалы сайта Литературное творчество Статьи
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Три комнаты человеческого бытия

Статьи, публицистика, аналитика. В этих работах я пытаюсь изложить своё миропонимание.
  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Три комнаты человеческого бытия

Всех людей на Земле можно условно разделить на три очень неравные части. Здесь мы назовём эти части комнатами и попытаемся описать их. Называются они «Я», «Мы» и «Бог».


«Комнаты», о которых мы будем говорить, — смежные и содержат последовательные переходы из одной в другую. А само описание их имеет целью показать человеку, что то положение, которое он занимает, скорей всего, не является высшим уровнем, пределом совершенства. Что есть другие ступени развития. Но самое главное — эти ступени вполне реальны и по силам любому человеку.


Перед тем, как мы приступим к описанию комнат, стоит подчеркнуть, что нет ничего плохого или хорошего. Нельзя сказать, что выпускник средней школы — это хорошо, а детсадовец — плохо. Все люди находятся на разных уровнях развития. И если человек готов осознать своё положение и даже если не двигаться, то хотя бы смотреть в ту сторону, куда сделать свой следующий шаг, то задачу, которая поставлена перед этой работой, можно считать решённой.


Комната «Я»


В этой комнате находится подавляющее большинство людей на Земле. Наверное, только один человек из тысячи находится за её пределами!


Эта комната очень привычна и понятна для каждого. Здесь человек чувствует себя центром, а остальных людей считает, в зависимости от своего состояния и близости к тем или иным людям, декорацией, средой, друзьями, врагами, партнёрами, аудиторией, помехой, серой массой и т.п. В самой крайней стадии психологи называют такое поведение эгоцентризмом, который является особой познавательной позицией, характеризующейся неспособностью к координированию различных точек зрения, что является качественным своеобразием мышления ребенка в возрасте примерно от 3 до 12 лет. Когда мы видим такие проявления у взрослых людей, мы можем это осуждать или находить причины в патологии. Альтернативой эгоцентризму является способность рассматривать другие точки зрения, кроме своей. Но рассматривая и анализируя их, человек остаётся в позиции приоритета своего мнения и своих интересов.


Если рассмотреть варианты человеческого взаимодействия, такие как партнёрство, дружбу и даже любовь, а также взаимоотношения детей и родителей, то можно заметить, что в каждой паре есть «Я», и это «Я» находится на особом положении. Когда мы говорим о взаимопомощи людей, то это обязательно помощь взаимная. Помогая другим, мы надеемся и рассчитываем, что тот человек или может быть кто-то другой поможет нам (добро возвращается). Если мы помогаем бескорыстно, анонимно, то всё равно в этой акции присутствует «Я», которое испытывает определённую гордость за сделанное.


Появление на свет ребёнка часто сопряжено с явными или скрытыми проявлениями тех или иных личных желаний, а воспитание его поддерживается общественным мнением и построением правильного образа родителя в своих собственных глазах.


Одним словом, почти все проявления человеческой жизни вписываются в концепцию комнаты «Я». Из-за того, что почти вся жизнь подавляющего большинства людей находится в этой комнате, можно сказать, что комната «Я» — это почти всё вокруг. Но это было бы ошибкой.


Некоторые особенности этой комнаты начинают быть заметны только если выйти за её пределы — перейти в комнату «Мы». Тогда они уже не кажутся нормой. Попробуем это сделать.


Комната «Мы»


Мы уже говорили, что даже сотрудничество с другими людьми происходит в комнате «Я». Что же тогда комната «Мы»? В чём её особенности?


Прежде всего — это признание того, что любой человек так же важен, как и я, не менее важен. И это не просто признание факта, что он относится к себе в той же степени важности, как и я отношусь к себе. Это означает, что важность другого человека для меня равна важности меня самого. Другой человек для меня так же важен, как я сам для себя.


Об этом пишет Библия: «Возлюби ближнего, как самого себя». Только здесь говорится о ближнем, а в комнате «Мы» необходимо так возлюбить любого человека. Это сложно, но к этому надо и можно прийти. И сейчас дух времени толкает нас в эту комнату. Мы все должны рано или поздно перейти в неё. И чтобы понять, почему, нужно разобраться в недостатках комнаты «Я», которые начинают хорошо просматриваться отсюда.


Почему мы врём? Потому что есть интересы наши, а есть интересы других. Мы конкурируем, мы хотим получить для себя что-то лучшее.


Почему мы воюем? Потому что есть свои и есть чужие. Потому что интересы чужих конфликтуют с нашими интересами. Мы, желая себе лучшего, не можем найти компромиссов с другими людьми.


Сейчас время объединяет нас всех. Интернет и цифровизация, от которой никуда не деться, позволяют хоть пока и не в полной мере, проверить любую информацию. Видеоконтроль, который скоро станет более доступен для широкого круга людей, позволит проверить многое из того, в чём раньше можно было удостовериться только из показаний свидетелей. Кроме того, современные методы уничтожения людей могут стать глобальной угрозой жизни на планете. В связи с этим, как ложь, так и войны должны быть искоренены.


И здесь нужно сказать о двух способах, которыми можно добиться этого результата. Один способ — естественный — когда человек меняет своё отношение, свой взгляд на жизнь, свою парадигму, что и является по сути переходом в комнату «Мы». Второй способ — противоестественный. Поведение человека будут контролировать внешние средства: видеоконтроль, чипы, спутники, датчики. Всё это будет управляться людьми, которые возьмут на себя ответственность за управление обществом. Но мы не можем гарантировать, что у этих людей помимо такой высокой ответственности будет и такая же высокая нравственность, которая будет способствовать тому, чтобы они действовали в интересах каждого. Поэтому второй способ очень опасен.


Как происходит взаимодействие людей в комнате «Мы»? Каждый человек осознаёт значимость и важность каждого. И решая вопросы, каждый пытается максимально учесть интересы каждого. Для того, чтобы их учесть, нужно понимать и чувствовать другого человека, слышать его. А значит и слушать внимательно, не перебивая, с желанием лучше его понять. Наверное, многие замечали такую ситуацию, когда в большой компании каждый старается высказать своё мнение, а другого человека почти не слышит. Когда слушает другого, ищет в его словах лишь то, за что можно зацепиться и опровергнуть его точку зрения, ищет место, где можно его перебить и вставить своё слово, продумывает, что скажет дальше. Таким образом нельзя никого услышать, нельзя найти компромисс, нельзя найти решение, которое бы удовлетворило всех. А именно такие решения должны приниматься в комнате «Мы».


Яркими всплесками проявления комнаты «Мы» можно считать самопожертвование героев Великой Отечественной Войны, которые отдавали свою жизнь за конкретную победу в том или ином бою. Которые понимали, что только ценой собственной жизни можно изменить ситуацию.


Девизом комнаты «Мы» может стать фраза: «Невозможно быть счастливым одному; настоящее счастье — когда счастливы все вокруг». Даже если рядом есть несчастный человек, который сам виноват в своём несчастье, всё равно есть способ ему помочь: научить, успокоить, вдохновить.


Переход в комнату «Мы» — это достаточно высокая цель, которую можно поставить основной целью жизни многих людей. Но стоит знать, что эта комната не последняя. Есть ещё одна.


Комната «Бог»


С учётом того, что большинство населения Земли находится в комнате «Я», говорить о комнате «Бог» без того, чтобы прожить и прочувствовать комнату «Мы» может означать разговор о религии, ритуалах, догмах и т.п. И действительно, кто из нас может сказать, что знает что-нибудь о Боге? Здесь мы попытаемся на основе бесспорных постулатов, признанных каждой религией, сделать выводы, описывающие жизнь в комнате «Бог».


Итак, Бог вездесущ; он присутствует в сердце каждого человека; его энергией пропитано всё мироздание; Бог есть некая высшая любовь, которая может быть не всегда понята людьми; через обращение к Богу (молитву) мы можем входить в (может быть односторонний) контакт с Богом; всё, что происходит на Земле (и во вселенной), происходит по благословению Бога, по его воле и дозволению.


Нахождение в комнате «Бог» определяется тем, что люди строят свою жизнь исходя из вышеперечисленных данностей. Не просто помнят об этом, это является основополагающей концепцией всей жизни. Сознание человека перестраивается таким образом, что Бог помещается в центр мироздания. С Богом выстраиваются личные (!) взаимоотношения, налаживается диалог.


Примером человека, живущего в комнате «Бог», можно считать Иисуса Христа. Он называл себя сыном Бога, он называл Бога Отцом нашим Небесным, тем самым подчёркивая, что молящиеся ему «Отче наш» также являются его детьми. Иисус говорил о том, что он есть Путь.


Комната «Бог» — это святость. Жизнь в святости — это не выдумка за пределами человеческих возможностей. Это не отшельничество и монашество. Жизнь в святости доступна каждому. Но путь в комнату «Бог» лежит через комнату «Мы». Если человек пытается достичь Бога без этапа выстраивания правильных отношений с другими людьми, у него ничего не получится.


По-особенному выглядят взаимоотношения с людьми в комнате «Бог». Человек, видящий во всём Бога, воспринимает всё, что с ним происходит, как руку Бога. Это значит, что все взаимоотношения с другими людьми в пределе сводятся к взаимоотношениям с Богом.


Заключение


Где-то «в дверном проёме» между комнатой «Я» и комнатой «Мы» человек понимает, что цель жизни не в том, чтобы наслаждаться и получать удовольствия различного вида. Жизнь — это школа, которая через внешние обстоятельства заставляет нас изменять себя. И если у нас получилось за одну жизнь продвинуться в направлении выхода из первой комнаты куда-то дальше, то можно сказать, что она прожита не зря. Из жизни в жизнь, перерождаясь, мы получаем одни и те же «задания» до тех пор, пока не сдадим предлагаемый материал на отлично, и только тогда «переходим в следующий класс», получая новые, более сложные уроки. И то, что мы изменяем и развиваем, выполняя эти задания, остаётся с нами: мы рождаемся и уже с детства обнаруживаем в себе те или иные склонности и предпочтения. Одни дети жестоки, а другие сострадательны; одни решительны, а другие всё время сомневаются; одни, кажется, знают, как надо жить, а другие как будто ощущают чуждость и враждебность этого мира. И такие различия трудно объяснить и воспитанием, и генетикой. Это и есть тот багаж, с которым мы приходим в этот мир в очередной раз, чтобы продолжать наше развитие.


Мы должны как можно раньше понять две вещи: во-первых, моё текущее положение не есть верх моего совершенства, а во-вторых, моя задача — развиваться. И как только это будет понято, мы перестанем тратить драгоценное время жизни попусту.


Андрей Якушев

Ответить

  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Вернуться в Статьи



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Yandex [bot]