Цитата мудреца

Голосование

Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Сообщество Тематические обсуждения Религиозное общение Толкование Библии
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Почему повесился Ахитофел?

Толкование сложных мест в Библии согласно определённым христианским мировоззрениям.
  Сообщений: 11 • Страница 1 из 21, 2

Почему повесился Ахитофел?

Прошу знатоков Библии помочь разобраться в причинах, почему повесился Ахитофел.
Лично у меня есть 2 версии:
либо в качестве аргумента, чтобы Авессалом всё-таки принял его позицию и послушал его;
либо потому, что он предвидел разгром Авессалома, который не послушал его.
И тот и другой вариант не выдержит критики.
Кто что думает по этому поводу?
Ответить


Библейская энциклопедия Брокгауза дает следующее объяснение, с которым, на мой взгляд, трудно не согласиться:
Ахитофел (возм., "мой брат - глупец"), советник Давида, родом из г. Гило (2Цар 15:12). Его совет ценился так же высоко, как если бы он был испрошен у Бога (2Цар 16:23). А. был отцом одного из храбрых у Давида и, вероятно, дедом Вирсавии (2Цар 11:3 и 23:34). Это могло бы объяснить, почему во время восстания Авессалома он перешел на сторону восставших. Будучи самым мудрым среди врагов Давида, А. понимал, что захват столицы даст только видимость успеха до тех пор, пока жив царь и возможно примирение. Когда Авессалом, по совету А., публично объявил оставленных наложниц царя своими женами и тем самым сделал примирение невозможным, А. предложил догнать Давида и убить. Этот совет обещал успех, и Авессалом согласился, но потом позволил Хусию, тайно действовавшему в пользу Давида, склонить себя на другой путь, якобы более надежный и менее рискованный. Господь услышал молитву Давида (2Цар 15:31) и сорвал план А. Тогда он, разуверившись в победе Авессалома, возвратился домой и, оставив распоряжение о последней воле, покончил жизнь самоубийством (2Цар 16:15-23; 17:14,23).
Ответить


Т.е. второй вариант...
Тогда есть 2 непонятных момента:
Во-первых, могли быть ещё варианты расправиться с Давидом. Не всегда всё было однозначно. Всегда есть надежда. И Ахитофел, как мудрый человек, должен был знать это. В конце концов, можно было бы кого-то подговорить, чтобы тайно убили Давида и т.п.
Во-вторых, разве погибнуть в бою - не лучший ли способ смерти?
Ответить


Возможно, Ахитофел решил, что для него всё кончено. Для сломленного духом человека сложно принимать взвешенные и здравые решения.
Ответить


Если учесть, что переход на сторону Авессалома был продиктован местью, то обычно идея мести двигает человека до конца, даже через собственную смерть. Более того, будучи дедом Версавии, он должен был быть немолодым человеком. Очень странно, что он оставил свою идею мести.
Ответить


Наверно, нельзя утверждать наверняка, что именно двигало Ахитофелом в этом случае (включая предположенную Андреем гипотезу мести). Ведь это была сложная ситуация. Ахитофел служил Давиду верным советником. Перейдя на сторону Авессалома, он сохранил своё прежнее положение (2 Царств 16:23). Однако теперь на кон было поставлено всё (включая это высокое уважаемое положение) - если Авессалом потерпит поражение от Давида, это будет означать конец карьере Ахитофела, а, возможно, даже и смерть. Поэтому, когда приняли совет Хусия и отвергли совет Ахитофела, то 1) Ахитофел понял, что принятый совет приведёт Авессалома к поражению, в связи с чем Ахитофел также утратит свою "должность" (Давид вряд ли вновь будет так же доверять предателю, если вообще оставит его в живых). 2) Советом Ахитофела, который считался ранее исходящим от Бога, пренебрегли. Это какое моральное потрясение! Какой крах в глазах народа! Ему перестали доверять так же, как Богу.
Всё это могло довести его до суицида.

Но примечательно, что эта история имеет с точки зрения библейского повествования более важное значение, чем выяснение причин поступка Ахитофела. Это пророческое значение. Давид служит пророческим образом Иисуса Христа, а Ахитофел - Иуды Искариота. Давид написал Псалом 40, в котором особенно примечателен стих 10: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту". А в Евангелии от Иоанна, в 13-й главе в 18-м и 19-м стихах Иисус сам говорит, ссылаясь на этот Псалом: "Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою. Теперь сказываю вам, прежде нежели [то] сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я." Примечательны также параллели и в отношении предательства своих господ, и в отношении способа совершения самоубийства Ахитофела и Иуды.

То есть, получается, что Бог хотел, чтобы в Библии сохранились именно эти, более важные в пророческом смысле исторические подробности, нежели точное указание о подлинном мотиве самоубийства Ахитофела (о котором можно предполагать различные варианты).
Ответить


Александр Колосков писал(а):То есть, получается, что Бог хотел, чтобы...

О желаниях Бога не человеку судить... На мой взгляд.
Ответить


Я размышляю так. Если бы Всемогущий Бог хотел, то прямо бы так в Библии было написано "Ахитофел повесился, потому что..." (или иным подобным образом). Этого нет. Очевидно, Бог просто не хотел обращать внимание читателей на это. В то же самое время в Библии есть обозначенные ранее пророческие параллели, есть применение пророчества к Иисусу Христу. Следовательно, это то, на что Бог хотел обратить наше внимание. Просто, сравнивая эти два утверждения, прихожу к такому выводу.
Ответить


Благодарю Вас, Александр, за уточнение. Теперь, на мой взгляд, всё корректно.
Разумеется, я имею в виду корректность изложения Ваших мыслей, а не сам факт пророчеств Писания, к коим я отношусь крайне скептически.
Ответить


Начнём по порядку:
Александр Колосков писал(а):Наверно, нельзя утверждать наверняка, что именно двигало Ахитофелом в этом случае (включая предположенную Андреем гипотезу мести). Ведь это была сложная ситуация. Ахитофел служил Давиду верным советником. Перейдя на сторону Авессалома, он сохранил своё прежнее положение (2 Царств 16:23)

Почему он перешёл на сторону Авессалома?
Лично у меня есть 2 варианта:
Во-первых, желание остаться вблизи власти. Т.е., если Давид ушёл, то неизвестно, будет ли у него ещё власть. А Авессалом - реальная власть на тот момент.
Во-вторых, как я уже говорил, месть. Т.е. он всё то время, пока служил Давиду, теплил в душе надежду на то, что рано или поздно отомстит ему за Версавию.

Кстати, Александр, всё, сказанное Вами о возможных причинах его самоубийства, как мне кажется, подтверждает именно первую версию. Т.к. месть и честолюбие несовместимы. Человек мстящий будет мстить до конца. А тут, скорей всего, всё-таки честолюбие.

Александр Колосков писал(а):Но примечательно, что эта история имеет с точки зрения библейского повествования более важное значение, чем выяснение причин поступка Ахитофела. Это пророческое значение. Давид служит пророческим образом Иисуса Христа, а Ахитофел - Иуды Искариота.

Немудрено, что Иисус использовал ветхозаветные примеры. Что же ему было ещё использовать? Ведь эти истории знали многие. Расскажи он им что-нибудь из Махабхараты, вряд ли его поняли бы. Мы тоже сейчас можем находить параллели между библейскими историями и современной жизнью. Но это не будет подтверждать какие-то пророчества.

Александр Колосков писал(а):Примечательны также параллели и в отношении предательства своих господ, и в отношении способа совершения самоубийства Ахитофела и Иуды.

А какие ещё способы самоубийств были распространены во времена Давида и Иисуса? Чем могли воспользоваться Ахитофел и Иуда?
Ответить


След.

  Сообщений: 11 • Страница 1 из 21, 2

Вернуться в Толкование Библии



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Yandex [bot]