Петра, Наполеона, Толстого и Распутина отношу к святотатцам, попирающим человеческие достоинства, но никак не к святым. Святы те, кто угодил Богу своею жизнью на земле. Разуметь надо. Мне показалось, Владимир, что Вы не знаете, кто такие святые? Если так, то я объясню Вам этот досадный пробел.
Расскажите, Валерий, что значит "угодить Богу"? Если допускается такое выражение, значит допустимо и то, что Бог чего-то хочет, что у него есть желания, потребности, что его можно удовлетворить чем-то (угодить) или напротив - не угодить (разгневать). Чего же он хочет? В чём нуждается? Чего не хочет? Опять-таки, если Бог может гневаться, то какие ещё эмоции он переживает?
Я считаю, что "необходимость угодить Богу" так или иначе звучит почти во всех теистических религиях, где Бог предъявляет человеку некие требования-заповеди, нарушение которых считается грехом и за нарушение которых Бог карает человека. Общаясь на форуме Кураева, я открыл интересную вещь - православные всё больше отходят от былых представлений о карающем Боге, о рае и аде, о природе добра и зла и пр. Очень часто можно услышать, что не Бог карает человека, а сам человек своими поступками; что рай и ад - это не место во Вселенной, а состояние души; что зло не обладает самосущностью... И так по очень и очень многим пунктам верований! Т.е. православие сегодня становится эзотеричным, оставаясь на жестких позициях противопоставления себя и иных религий. И всё же... Атропоморфические представления о Боге и приводят к тому, что человек переносит на Бога свои качества, усиливая их и гипертрофируя. Именно отсюда берут начало представления о "нуждающемся", "гневающемся", "карающем" Боге, являющемся некой сверхъестественной личностью. Но я не верю в Бога-личность, поскольку личность ограничена не-личностью. А ограниченный Бог - не есть Бог истинный. Он объективен и абсолютен. Это единственное, что я могу сказать о Нём с уверенностью. Иначе Он просто перестанет быть для меня Богом...
И вот, Владимир, продолжая тему... Мне интересно, может ли Любовь в принципе нуждаться в чём-либо? Разве она не самодостаточна? Разве Любовь ждёт что-то? Разве она условна? А теперь, если Бог есть Любовь, то как тогда вообще понимать фразу "угодить Богу"? Эта фраза, по-моему, перечёркивает всю божественную природу самого Бога.
Очень жаль, что Валерий, автор этой фразы, отмалчивается...
Я думаю, что здесь всё дело в том, является Бог личностью или нет. Если Он - личность, то может нуждаться. Если нет - Он всё, а всё в чем-то нуждаться не может.
Личность по определению является ограниченной, поскольку она отделена от остального мира тем, чем она не является. Абсолют не может быть неабсолютным - ограниченным. Поэтому Высший Источник Бытия - не личность, Которая ни в чем не нуждается.
Мда... Сколько я за свою жизнь слышал нелестных откликов в адрес имперсонализма... Не буду пока вступать в дискуссию на эту тему. Если я Вас правильно понял, то, пока Бог - личность, он будет в чём-то нуждаться и ему, соответственно, нужно угождать, а также можно и не угодить. В общем, Владимир, из Ваших сообщений мне всё стало ясно. Если бы здесь общались только мы, я бы тему уже закрыл. Но, может, кто-то ещё захочет высказаться.
Бога личностью не считаю. Но это касается лишь Высшего Источника Бытия. Он может индивидуализироваться и становиться Личностями - Высшими Духами-Творцами. По мере схождения Духа в мир плотный индивидуализация может достигать предела... Впрочем, это отдельная и огромная тема!
Надеюсь, что к нам на огонек зайдут Валерий, Иона, Александр Колосков, Роман, Оля... и все, кто пожелает!