Цитата мудреца

Голосование

Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Сообщество Тематические обсуждения Творчество Владимир Танцюра
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Десять заповедей Ветхого Завета и заповеди Христовы

  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Десять заповедей Ветхого Завета и заповеди Христовы

(глава из книги В.Танцюры "Путь еретика, или Философия Единения"

Для истинно порядочных людей, у которых


есть какие-то правила, все заповеди Господни


кратко изложены в надписи над входом в


Телемскую обитель: «Делай что хочешь».


Н.Шамфор



Когда я был гораздо моложе и существенно категоричнее, то считал, что все очень просто – свет от Господа, тьма – от Сатаны. Но со временем юношеский максимализм и пыл поостыли, и им на смену пришел здоровый скептицизм. А с ним и осознание того, что свет – не всегда от Господа. Все это существенно омрачало систему простого полярного мировосприятия. Мир оказался совсем не черно-белым, а со множеством оттенков и полутонов. Мало того, но и то, что всегда воспринималось совершенно черным, часто на проверку таковым не оказывалось. И наоборот.


Вспомните: «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Да и «лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых» (Там же, стих 13).


Апостол Павел нас прямо предупреждает: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:1-5).


Вот так можно уклониться от пути истинного под руководством того, кто принимает вид Ангела света. Но действенный и эффективный критерий оценки все же есть. Да, есть совершенно надежный критерий оценки того, кто с Вами общается.


Темные силы могут принимать вид светлых (2 Кор. 11:14). Но есть нечто, что им совершенно не под силу – они не в состоянии ЛЮБИТЬ! Это чувство для них непереносимо, так как оно в своих глубочайших основаниях противоречит их сущности.


Когда явится Вам такое существо, взгляните на него, присмотритесь повнимательнее – есть ли в его глазах ЛЮБОВЬ. Не поддавайтесь елейным речам и сияющим одеждам. Только его глаза и Ваши ощущения. Если Вам рядом с ним очень комфортно, тепло, уютно, если Вы готовы всему земному шару дарить свою любовь от соприкосновения с Божеством, если Вам дарить любовь гораздо приятнее, чем у кого-то ее получать, то Вы находитесь на правильном пути.


«Хотя нельзя перечислить все подходы к человеку сил тьмы и указать все способы их распознавания, но тем не менее некоторые основные приметы темных указать можно. Они, как сказано в Учении, могут помочь строить храм, но лишь для того, чтобы потом его разрушить, могут войти в светлую организацию, но для того, чтобы потом разложить ее. Тьма есть антипод Света и назначением своим имеет чернить все Светлое, разрушать все светлые начинания, противодействовать эволюции жизни и совершенствованию человечества, сеять рознь и разъединение. По этим основным приметам деятельности темных можно распознать их земных сотрудников.


Поэтому если вы встречаете человека, который всех чернит и все осуждает, который подвергает все сомнению, осмеянию и поруганию, то можете быть уверены, что он не из светлых. Если вы наблюдаете человека, который, как слепой стены, придерживается старины, который осуждает и признает ненужность и вредность новых творческих веяний и течений и восхваляет прадедовские нравы и традиции, то он из того же лагеря темных. Если вы видите, как человек или целый класс людей всю жизнь работают на то, чтобы внести разъединение, посеять рознь, вызвать вражду и разжечь в других ненависть, то такие люди работают не для блага, но во вред человечеству, как пособники и сотрудники тьмы. Крайняя нетерпимость, насилие над другими, жестокосердие – вот еще явные признаки слуг тьмы. Конечно, так явно и открыто выражать свою темноту могут лишь темные силы малых степеней, бессознательные сотрудники тьмы. Высшие темные силы действуют более скрыто и тонко, но в этих главных орбитах протекает деятельность темных по уловлению человечества» (А.Клизовский, «Основы миропонимания Новой Эпохи», ч. 3, гл. 7).


И если вдруг когда-то Вы услышите некие «голоса свыше», пытающиеся убедить Вас в Вашей исключительной, «божественной» миссии по «истреблению зла во имя добра», пусть Вам вспомнится следующее правило, позволяющее очень точно определить степень чистоты информации и ее настоящий источник:


«Этот алгоритм, принцип, эталон таков: Светлая информация: На земле много зла и она требует очистки путем нравственного совершенствования людей. Информация-крючок: На земле много зла и очистить ее можно только уничтожив слуг дьявола, носителей этого зла. С точки зрения коммунистической морали – возражений никаких, ведь нас приучили к основному принципу большевизма – «Если враг не сдается, то его уничтожают». Или, если твой отец... да, Господи! – все мы, малость, павлики-морозовы. Потому и нет у нас к такой покупке нравственного иммунитета. И разница между первым и вторым в том, что если в первом случае нас призывают уничтожать зло в людях, то во втором – творить зло, уничтожая людей. А, более того, такой нравственный настрой культивирует злобу невероятную в человеке, который эту информацию получает. Своего рода заражение злом.


Ну и совсем уж откровенная чернуха – земля настолько переполнена злом, что она уже не имеет права на существование. Она стала опасной для космоса и непременно должна быть уничтожена. И будет уничтожена в страшных муках» (Д.Назин, «О душе»).


Слушайте свое сердце, отбросьте мнения непоколебимых авторитетов и не повторяйте все за ними слово в слово, как под гипнозом. И откроется пред Вами неограниченный простор.


«Религии аскетической окраски наивысшей ступенью полагали святость, понимая под нею чистейший образец иноческого служения либо мученичество за веру. При этом любовь отступала на второй план. Иноческий или мученический подвиг совершался не в силу любви к людям и ко всему живому, но в силу жажды воссоединения с Богом и избавления от посмертных мук» (Д.Андреев, «Роза мира», кн. 1, гл. 2).


Самым основным отличием новозаветного учения о праведности от учения Моисеевого есть то, что Иисус принес заповеди духа на смену заветам плоти (или, как учит церковь – спасение по благодати вместо спасения по закону).


«Не укради» – это было тогда, в прошлом. Красть уже запрещено, но думать, чтобы чего-то «стырить» еще не возбраняется. Сейчас же нельзя даже в мыслях желать чужое.


Но Христос пришел не для того, чтобы отменить былые заповеди (Мат. 5:17, Гал. 4:4).


Потому что тот, кто принял Учение Иисуса Христа, не нуждается более в заповедях Ветхого Завета. Зачем такому человеку заповедь «Не кради», если он любит своего ближнего и не может причинить ему боль и страдание? Да, страна наша не очень богата, и люди немногое имеют, и потеря даже малого может очень огорчить человека. Как же у него можно что-то украсть, лишить самого необходимого и, порою, единственного? Нужна ли человеку эта заповедь, если написана она у него не в книгах, а в сердце, не через мышление, а через любовь?


Еще пример? Заповедь «Не убивай». До Иисуса исполнение этой заповеди было неким сдерживающим фактором в отношениях между людьми. Нагрубить, плюнуть в лицо, побить камнями, угрожать, даже желать убить – все это было практически ненаказуемо. Нельзя лишь было убивать, все остальное – пожалуйста

.

«Не прелюбодействуй». До Иисуса – в мыслях допускаются любые сексуальные фантазии и даже извращения (что не запрещено, то разрешено), на деле – ни-ни... Низзя! Но Сын Человеческий пришел с Любовью. Он ею с нами щедро поделился. Каждый может брать столько, сколько унесет... Станет ли ученик Иисуса Христа желать жену ближнего своего, если знает, что своей животной похотью он кому-то просто рушит жизнь, влезает своими грязными помыслами и действиями в мир тонкий и хрупкий, где есть место только для троих – Него, Нее и Любви (читай «Господа», ибо Бог есть Любовь). Никогда! Не нужна ему заповедь «Не прелюбодействуй»! Ну не доходит он до этого в своих деяниях, останавливается на дальних подступах – еще в мыслях.


Тот, кто раньше был в состоянии выполнить эти столь незатейливые 10 заповедей, мог считаться праведником и рассчитывать на благоволение Небес.


Но пришел Христос и освободил нас от власти греха: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:5-7). Ибо суть Христа – ЛЮБОВЬ, и именно ЛЮБОВЬ в образе Иисуса явил нам Господь. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Греческое слово, переведенное на русский язык как «исполнить», может быть переведено еще и как «дополнить» (см. Мат. 23:32), что больше отвечает действительности, если исходить из сущности миссии Иисуса) (Мат. 5:17). Значит тот, кто принял в свое сердце Христа и Его Учение, освобожден от власти греха и заповеди ему больше не нужны.



В образе Иисуса Христа Бог явил нам свою Любовь


Поэтому не говорите последователю Его учения «Не укради». У него и в мыслях подобное не возникает.


Не говорите: «Не прелюбодействуй», ибо для него семья, брак, любовь святы и неприкосновенны.


Не говорите ему: «Почитай отца и мать», ибо как он может не почитать своих стареньких родителей, которые вложили в него сердце и душу. Как можно не поклониться до земли своей матушке, которая выкормила и вынянчила, не спала долгими тревожными ночами, молясь Господу, когда ее чадо во время болезни в горячке металось в кровати? Как не поклониться отцу, который поднимался ни свет, ни заря, уходил в поле, дабы прокормить свою семью и возвращался, когда уже все давным-давно спят? Скажите, нужна такому Последователю Христа заповедь «Почитай отца и мать», когда он иного и не мыслит и совершенно дико для него и непонятно, когда кто-либо грубит своим родителям?


Не говорите Ученику Христа: «Не обращайтесь к идолам и богов литых не делайте себе. Я Господь, Бог ваш», ибо он и так уже возлюбил Господа Бога своего всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим. Ведь Господь для Него – не надзиратель или хозяин, а Отец родной. А Отца родного – как не любить?


Святой апостол Павел учит: «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим. 13:9-11).


Через весь Новый Завет красной нитью проходит параллель Христос – Любовь. И если ученик принял в сердце свое Христа-Любовь, тому и заповеди уже ни к чему, а кто следует заповедям, тот не смог еще пока раскрыть свое сердце для Христа, а впустил в него лишь страх перед наказанием Господним. А Любовь и страх – абсолютно несовместимы, как несовместимы Свет и тьма, Господь и Сатана: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1 Иоанн 4:18).



Всякая форма любви, где есть страх, непременно будет безобразной - К.Антарова


А что такое «Любовь», говорит тот же святой апостол Павел. До сих пор никто за 2000 лет не придумал объяснения более мудрого и емкого: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4-8).


И во всех своих посланиях он говорит:


«любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе» (1 Кор. 16:24);


«чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам» (2 Кор. 2:4);


«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13-14);


«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8);


«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).


«Мы можем сформулировать закон любви следующим образом: Отнесись к пожилому человеку, как к своим матери или отцу; отнесись к каждому человеку твоего возраста, как к своим брату или сестре, отнесись к каждому, кто моложе тебя, как к своему ребенку» (А.Безант, «Исследование сознания», ч. 2, гл. 4, п. 8).


Тем не менее, «в девяноста девяти случаях из ста то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека» – была убеждена К.Антарова (1886-1959).


А Л.Толстой говорил, что учение Христа в его истинном смысле состоит в признании любви высшим законом жизни, и потому не могущим допускать никаких исключений.


Что же касается любви между мужчиной и женщиной, то отношение к ней в истории человечества изменялось в очень широких пределах: от полного обожествления до признания безусловно греховной и грязной.


Даниил Андреев пишет, что правильным религиозным ответом на вопрос о такой любви «может быть только один: эта любовь благословенна, прекрасна и свята в той мере, в какой эта любовь творческая.


Что под этим разумеется?


Разумеется то, что наиболее распространенным видом творческой любви в нашем эоне является рождение и воспитание детей, но что это отнюдь не единственный вид творческой любви и любовного творчества. Совместный труд в любой из областей культуры, воспитывание друг в друге лучших сторон личности, обоюдное самосовершенствование, вдохновление друг друга на художественный, религиозный и любой другой творческий труд, наконец, даже простое счастье молодой, свежей, страстной любви, обогащающее, усиливающее и поднимающее обоих, – все это богосотворчество, потому что ведет к возрастанию их и просветлению, к увеличению мирового океана любви и радости. Излучения прекрасной любви между мужчиной и женщиной поднимаются в высочайшие миры, их укрепляя, – в те миры, которые... охарактеризованы... как Волны Мировой Женственности. Даже если оба любящих направляют свой совместный творческий труд в ошибочную сторону, если оба они, например, трудятся в таком направлении, которое имеет общественно вредный смысл, – даже в этом случае заслуживает осуждения только направленность этого труда; импульс же сотворчества, которым отмечена их любовь, дух товарищества, спутничества и дружбы, которым она пронизана, – благословенны свыше» (Д.Андреев, «Роза мира», кн. 6, гл. 3).


Человеческая любовь ограничена желаниями и страстями, ревностью и страданиями. Она требует компенсации и вознаграждения, но если не получает таковых, легко превращается в ненависть и разрушение. Очищая от несовершенства любовь человеческую, можно придти к Любви Божественной.


Но Божественная Любовь – это не только Любовь Бога к человеку, или высшее проявление любви человека к Богу, как Отцу, Началу начал. Это еще и любовь к Божьему началу в каждом человеке, в каждом живом существе или растении, ко всему, что проникнуто дыханием Извечного. Она «рассматривает любимого человека и весь мир как возможность для проявления любви к нему» (С.Лазарев, «Диагностика кармы. Ответы на вопросы»).


Иисус в Нагорной проповеди учит: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:43-44, Лук. 6:27-28). Эта Христова заповедь Любви уже не имеет никаких ветхозаветных исключений – Он призывает любить всех, ведь даже самый последний злодей и грешник несет в себе искру Божию.


Такой же любви без малейших исключений учит и апостол Павел: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру... Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками... Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:9-21).


«В далеком будущем откроются еще большие духовные возможности. Станет доступной и необходимой даже любовь к демонам. Уже и в прошлом некоторые из святых возвышались до такой любви. Но опережать самих себя, воспитывать в своей душе, еще несвободной от соблазнов, еще не охватившей любовью даже человечества и царства животных, любовь к исконным врагам Бога и всего живого, значит подвергать угрозе восходящий путь собственной души. Демоны только и ждут, чтобы их пожалели. Но ждут, конечно, не потому, что им эта жалость нужна (они одержимы гордыней и человеческую жалость презирают), но потому, что от такой жалости к ним человека – один шаг к его сомнению в их неправоте, а от подобного сомнения – рукой подать до богоборческого искушения и до бунта; бунт же предопределяет подпадение души жестокому воздаянию и порождению душой излучений страдания... в том именно изобилии, о каком мечтают демоны для поддержания своих жизненных сил. Поэтому любовь к демонам в высшей степени опасна для всякого, кроме уже просветленной души. Просветленная же душа будет понимать сама, как можно любить, не испытывая при этом ни сочувствия (потому что сочувствие кому-либо невозможно без сочувствия его основной деятельности, а деятельность демонов направлена только ко злу), ни сорадования (потому что они радуются только тому, что противно Провидению). Эта любовь может выражаться только в чувстве величайшей жалости, в вере в их конечное просветление и в готовности отдать все, кроме своей верности Божеству, ради этого просветления» (Д.Андреев, «Роза мира», кн. 6, гл. 3).



Великая божественная Любовь не требует никакой награды, ибо она сама по себе уже является наградой


Истинной любовью может быть лишь Любовь Божественная, гармоничная и бесстрастная. Она самодостаточна и благодарна. Она – неиссякаемый источник. Она дарит и ничего не требует взамен.


Тот, кто говорит, что не верит в Бога, но любит человека, обманывает себя. Кто же говорит, что любит Бога, но не любит человека – пытается обмануть Бога.


Пренебрежение материальным в угоду духовному, а равно и духовным в угоду материальному – признак несовершенства, узкомыслия и фанатизма, ведь истина заключается не в духе и не в материи. Она – в неразрывном единстве духа и материи.


«Дух есть не нечто отдельное от так называемой материи, но нечто, действующее посредством ее; потенциальная возможность того, что мы называем высшим или низшим, присуща всем вещам. Дух и материя не отличаются друг от друга. Это одно и то же, только действующее на разных уровнях» (Э.Холмс, «Наука Разума», гл. 6).


Иисус Христос был соединением человеческого и божественного. Иисус – Сын Человеческий, Христос – Логос, явленная Любовь, Сын Божий.



Вывод со всего сказанного очень прост: кто не принял Любовь в сердце свое, тот не принял Христа с Его мудрым Учением.


А КТО НЕ ПРИНЯЛ В СЕРДЦЕ ХРИСТА, МОЖЕТ ЛИ НАЗЫВАТЬСЯ ХРИСТИАНИНОМ?


Мне не раз в жизни помогало следующее правило. Если Вам очень плохо и кажется, что мир вокруг рушится, что окружающие поступают с Вами не так, как Вы на то заслуживаете, когда выхода не видно и только проблемы, проблемы... Найдите человека, которому еще хуже, чем Вам самому. К сожалению, у нас в стране таких множество. Помогите ему, чем сможете. Не обязательно даже деньгами или жильем. Может просто нужно помочь старушке дотащить неподъемные сумки, может кого-то поддержать простым с виду советом, накормить голодного, напоить страждущего… Не бойтесь – сердце подскажет. Повинуйтесь его зову. Ибо это – зов Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.



Если Вам очень плохо, и Вы считаете, что все кончено, помогите тому, кому в данную минуту еще хуже, чем Вам


Если же Вы соблюдаете заповеди Божьи не из соображения их истинности и не потому, что приняли их в свое сердце, а из страха разгневать Господа; если помогаете своему ближнему не из доброты душевной, а старушке уступаете место в троллейбусе не потому, что ей тяжело стоять, а потому, что все эти благие деяния зачтутся Вам в Судный День, то не кажется ли Вам, что Вы несколько уклонились от пути праведного?


Если Вы несете свою десятину в церковь не потому, что эти деньги могут помочь другим, а потому, что боитесь, что в Небесной Канцелярии проверят Ваши ведомости и не досчитаются некоторой суммы, что существенно затруднит Ваше пребывание в раю, то не кажется ли Вам, что это примитивная и жалкая торговля с Господом? Что это попытка занять место в раю, которое не Вам предназначается?


Я предпочитаю поступать с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали со мной. Если же это не получается, то бывает очень стыдно за свои малодушие и несовершенство.


Старушке с протянутой рукой на улице кладите пятачок не для отчетности, а потому, что он нужен ей для того, чтобы купить кусок хлеба. Не ждите благодарности от нее, а просто делайте то, что должен делать любой порядочный человек.



Наградой за доброе дело служит свершение его - Эпикур


«В предельном отношении, единственный наш наставник – Христос; Он Сам об этом нам говорит: Я – единственный ваш Наставник, Я – единственный ваш Учитель... И поэтому когда Христос дает нам заповедь, Он нам не только указывает, чт? делать; Он нам говорит: вот так поступил бы естественно движением сердца, убежденностью ума, стройностью всего своего существа, человек, который духовно целен и здоров…


Поэтому когда мы говорим о том, чтобы жить по-христиански, речь не идет о том, чтобы в Евангелии или вообще в Новом Завете найти все правила, какие были указаны Спасителем Христом, апостолами, и их выполнять. Ведь можно механически выполнить правило, к которому ты душой никаким образом не приобщен.


Я помню случай; мне его рассказала дочь человека, о котором идет речь. Это был верующий христианин, твердо убежденный, что он должен выполнять каждую заповедь Христову; сколько умел, он так и делал. Но вот один пример того, как он подходил к этому выполнению. Он был человеком с достатком, дом у него был хороший, полы начищены. Когда к нему в дверь стучался нищий, он ему открывал, останавливал бедняка на пороге и говорил: «Стой, где стоишь, не влезай в мой коридор своими грязными сапогами». Потом он выносил нищему тарелку супа с куском хлеба и говорил: «Ешь! – но на дворе». Когда с едой было кончено, он ему давал какую-то монетку: «А теперь уходи!» И он считал, что выполнил заповедь Христову «накорми голодного». Технически он это сделал: человек съел хлеб, съел суп, получил полтинник и ушел. А с чем он ушел? Он ушел, вероятно, с чувством, что – да, он не такой голодный, у него и полтинник есть на будущее, хоть на один обед или просто на рюмку водки – а человеческого отношения он не встретил.


В обратном порядке я могу дать пример, который меня очень тронул в свое время. Во время немецкой оккупации я преподавал в Русской гимназии в Париже. Среди воспитателей был очень суровый, строгий человек, который когда-то был моим руководителем в летнем лагере; он был замкнутый, ни с кем почти не общался, и никто, собственно, о нем ничего не знал; в частности, не знали, в какой нищете он сам живет. Мы получали нищенский оклад, и те из нас, кто мог, просто работали где-то еще ради того, чтобы иметь возможность преподавать в гимназии. Он мало что мог делать и по возрасту, и по здоровью, и по незнанию французского языка. И вот такая картина: мальчики, девочки бегут в школу, идет туда же этот воспитатель. У дороги сидит нищий, пред ним – шапка. Много народу проходит. Некоторые проходят мимо, «не замечая» его, потому что стыдно посмотреть и не дать ничего. А некоторые, проходя, просто в эту шапку кидают монетку, а на человека даже не посмотрят. Они свое сделали; он для них не человек, он – нищий; а нищий – это просто шапка. И вот подходит этот воспитатель. Он остановился, снял шляпу и что-то сказал нищему; ничего ему не дал, а нищий вскочил на ноги, обнял его, и они расстались. Это видели дети. Когда он пришел в гимназию, дети его окружили и засыпали вопросами: «Кто этот человек? Он что, вам родственник? Или знакомый? Почему вы сняли шляпу? Вы ничего ему не дали, – почему же он вскочил и вас поцеловал?..» – и загнали воспитателя в угол, ему пришлось ответить. И он ответил им приблизительно следующее: «Я шел пешком с другого конца Парижа, потому что у меня на метро денег не было; я шел по дороге и издали видел этого нищего; видел, как проходили люди мимо, видел, как некоторые бросали монетку в его шапку, даже не взглянув на него. И я подумал, что если я мимо него пройду и не окажу ему внимания, у него, может, умрет последняя вера в человека: на него не только не взглянули, но даже не потрудились от своего достатка самую малую полушку бросить ему. А денег не было! Давать было нечего... Я остановился и снял шляпу перед ним, чтобы он почувствовал, что мы на равных, что я в нем вижу равного себе человека, а не нищего, и ему объяснил: Простите – я ничего вам не могу дать: у меня ничего нет... И этот человек вскочил и меня обнял».


Я сам с этим нищим говорил и прежде и поговорил после этого события. И он мне сказал, что никогда его никто не одарил так богато, так щедро, как этот человек, который ему не дал ничего, но признал в нем равного себе человека, снял перед ним шляпу, объяснил, почему он не может ему помочь, и попросил у него за это прощения.


Вот два примера: один человек все сделал по заповеди, другой как будто никакой заповеди и не исполнил: нет заповеди, как отнестись к нищему, когда нечего ему дать. Но он его одарил самым богатым даром: он его убедил, он ему доказал, что он – человек, что к нему можно отнестись, как к самому знатному: перед ним снять шляпу, перед ним извиниться, с ним говорить, как с равным... Можно было бы даже больше сказать. Кто-то из духовных писателей говорил о том, что нищие – это наши господа, что мы обладаем богатством только для того, чтобы им служить, что богатство в наших руках – не наше, что нам поручено им распоряжаться так, как Бог распорядился бы: давать, чтобы ничего не прилипало к рукам, чтобы мы ничего не считали своим, чтобы мы считали, что все, что у нас есть, все без остатка принадлежит тому, кому это нужно.


Вот два примера с комментарием о том, что исполнение заповедей Христовых – не просто дело выполнения закона, а нечто больше: это проявление Христовой заботы и Христовой любви к тем, кому она нужна, без разбора, не ставя вопроса, достоин ли этот человек, не ставя вопроса: не обманщик ли он? – за это он ответит, а мы ответим за то, как мы к человеку отнеслись» (Митрополит Антоний Сурожский, «Быть христианином», гл. 12).



Архиепископ Иоанн (Шаховской), хорошо знал старшую сестру писателя Алексея Николаевича Толстого – Елизавету Николаевну. Незадолго до ее кончины он получил ее рукопись. Вот что она писала об одном из ярких моментов своей жизни:


«Помню, шла я однажды вечером по улицам Москвы. Темнело. Старик в нагольном тулупе попросил милостыни. Мелочи у меня как на грех не было, один рубль, а ведь нищие на каждом перекрестке. Я прошла. Вдруг меня схватило за сердце, вот хочется дать этому нищему, и сама не знаю почему. Я даже внимания на него не обратила. А хочется неудержимо. Даже рассердилась на себя: за чем дело стало? Ну – хочется, так и дай! Велика важность рубль?.. Он принял милостыню, но, ощутив, вероятно, необычный размер монеты, поднес ее к фонарю, вскрикнул и рухнул мне в ноги. И поняла я по этому, за душу хватающему крику, что не мне он, а Богу кланялся, что какая-то страшная, неотложная нужда была утолена через меня, явившуюся лишь Его недостойным орудием. Вот это как бывает, да».


«Разыскивай Пути. Но будь чист сердцем, прежде чем тронешься в странствие. Ранее, чем сделаешь первый шаг, научись отличать истинное от неистинного, преходящее от пребывающего. И стремись более всего отделять знание ума от душевной Мудрости; «Учение Ока» от «Учения Сердца»» – говорится в «Книге Золотых Правил» (Е.Блаватская, «Голос Безмолвия»).


Итак, нам разум дан, чтобы думать, а сердце – чтобы любить. Но только в их союзе, как союзе отца и матери, может возникнуть прекрасное дитя – мудрость. Живите мудро. Будьте орудием Божиим…



У Господа нет других рук, кроме наших – человеческих
Ответить

  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Вернуться в Владимир Танцюра



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Yandex [bot]