5. Деяния святых апостолов
5.1. Деян 1:21-26
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Зачем надо было дополнять количество апостолов до 12? Почему был выбран такой несерьёзный способ, как жребий?
Комментарий Александра Колоскова
5.2. Деян 4:13-16
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
Почему же чудеса, которые творил Иисус, не остановили их от распятия, а это чудо показалось им "явным"?
Комментарий Александра Колоскова
5.3. Деян 5:1-11
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Очень поучительная история. Основной вывод, который сделает из неё человек не до конца чистый на руку, что ему не стоит приходить к Богу, иначе, не сдержавшись где-то, он может сразу лишиться жизни. Риск огромен. Эта методика похожа на "кодирование" от алкоголизма, когда человеку, не способному своими силами справится с дурной привычкой, внушают, что если он выпьет, то умрёт. Насколько мне известно, это не проходит безвредно для человеческой психики.
Сказанное выше, справедливо в том случае, если мы рассматриваем эту историю только как поучительный пример. Если же посмотреть на это как на исторический факт, то появляется ещё больше вопросов. Совсем не понятно несоответствие проступка и наказания за него. А главное, в чём вообще вина? Неужели пожертвования должны быть абсолютно всем имуществом?
Комментарий Александра Колоскова
5.4. Деян 8:30-31
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
Очень часто хочется произнести те же слова...
Почему же всё-таки это знание трудно получить непосредственно из книги? Почему в некоторых местах необходим кто-то, кто объяснил бы написанное. К сожалению, таких толкователей много, и говорят они разное.
Комментарий Александра Колоскова
5.5. Деян 10:13-15; 19-20
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
19 Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
Интересно, как слышали голос Духа апостолы? Были ли это слова, произнесённые голосом и услышанные, или это было похоже на то, о чём мы говорим "сердце подсказывает"?
Если это первый вариант, то апостолы действительно были в очень хорошем положении: они могли продолжать общение с Иисусом так, как если бы оно не прерывалось. Сейчас очень мало найдётся людей, которые могли бы сказать: "Я общаюсь с Иисусом так, как с тобой сейчас". А того, кто будет это утверждать, если он конечно не религиозный чин, сочтут за сумасшедшего, слышащего "голоса".
Если верен второй вариант, то надо было обладать большой смелостью, чтобы облекать это в конкретные слова.
Комментарий Александра Колоскова
5.6. Деян 10:34-35
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
Как это понимать? Буквально? Следует ли из этого, что даже если ты будешь бояться Его и тем станешь приятен Ему, то всё равно Он тебе не будет приятен?
Комментарий Александра Колоскова
5.7. Деян 10:39-41
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
А почему не всем?
В отличие от древних религий, чьи персоналии относятся к мифологии, в христианстве Иисус — историческая личность. Его земная жизнь — исторический факт. Даже ислам почитает его, но за пророка. И только узкому кругу людей было открыто сокровенное. Теперь между Богом и человеком появилось ещё одно звено — апостолы.
Комментарий Александра Колоскова
5.8. Деян 16:9-10
9 И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам.
10 После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.
Насколько мне известно, хотя я могу ошибаться, современная православная церковь не приветствует, когда верующие придают большое значение снам. Кроме того, считать возможным получение откровений через сны и видения являются возвышением себя до недопустимых высот. Что допустимо апостолам, то недопустимо простому человеку. Следовательно, изначально предполагается, что уровень апостолов недостижим.
Комментарий Александра Колоскова
5.9. Деян 16:16-26
16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.
17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки -- рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.
18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.
19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.
20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город
21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.
22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками
23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.
24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.
25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.
26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.
Что же не понравилось Павлу? Мало того, что возможности прорицания достаточно редки у людей, женщина эта увидела истинную сущность апостолов и говорила правду. Может быть Павел хотел остаться незамеченным? Но чего же он боялся? И что он добился этим? Он навлёк на себя неприятности и опять стал молить Бога о том, чтобы Он его спас. Какой вывод можно сделать из этой истории? "Не надо иметь мудрость, не надо задумываться над своими поступками. Достаточно верить в то, что Бог спасёт тебя из любой ситуации". Неужели это потребительское отношение называется "любовью к Богу"?
Комментарий Александра Колоскова
5.10. Деян 20:28-30
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
Повсеместно в Библии встречаются сравнения: "стадо", "пастух", "овцы" и "волки". С волками вопросов не возникает: волк всегда был отрицательным персонажем. Но вот не совсем понятно сравнение верующих людей со стадом овец. Как известно, стадо само по себе безвольно и дезорганизовано. Следует ли понимать, что человек, отдавший себя (свою душу) в руки Господа, должен отдать своё тело пастуху, прибиться к стаду и избавить себя от необходимости самостоятельно принимать решения? Т.е. последним таким решением должно быть вступление в стадо.
Продолжая аналогию, которая почему-то очень нравится христианам, особенно протестантских конфессий, хотелось бы определить роли таких спутников стада, как: собак, помогающих пастуху сбивать стадо в кучу; и козла, который всегда идёт впереди стада овец. Кто такие эти собаки и козёл?
Комментарий Александра Колоскова