2. От Марка (святое благовествование)
2.1. Марк.4:33-34
33 И таковыми многими притчами проповедывал им слово, сколько они могли слышать.
34 Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.
Почему? Насколько я понимаю, назначение притч — иллюстрация к какому-то положению, назиданию. Как детям в начальных классах легче складывать не голые цифры, а яблоки в корзинах, так и притчи должны иллюстрировать какую-либо высказанную мысль. Притчи же Иисуса в корне отличаются не только от этого положения, но и от притч других мудрецов, других народов. Его притчи запутаны и не однозначны. Совсем не понятно, что он ими хотел сказать (см.п. 1.5). Почему же с народом он разговаривал только притчами? И почему только ученикам разъяснял смысл этих притч? И почему эти разъяснения не написаны здесь же, рядом с самими притчами?
Комментарий Александра Колоскова
2.2. Марк.1:44-45, 5:43, 7:36, Лук.8:55-56, 9:20-22
Марк.1
44 и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
45 А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.
Марк.5
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.
Марк.7
36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали.
Лук.8
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Лук.9
20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем,
22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
В перечисленных местах Иисус запрещает кому бы то ни было рассказывать о том, что он делает. Удивительно то, что почти всегда его не слушают. Почему он наказывает хранить в тайне свои действия?
Марк.5
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
Лук.8
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
А здесь, наоборот, он предписывает рассказать всё людям.
Хотел ли он на самом деле популяризации своей личности и своих дел или нет?
Комментарий Александра Колоскова
2.3. Марк.6:38-45, 8:4-10
Марк.6
38 Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
39 Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
40 И сели рядами, по сто и по пятидесяти.
41 Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
42 И ели все, и насытились.
43 И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
44 Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.
Марк.8
4 Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их?
5 И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь.
6 Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу.
7 Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их.
8 И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин.
9 Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их.
10 И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские.
Что это, Марк запутался в хронологии и описал одно и то же событие дважды? Или всё в действительности было повторено в жизни с такой точностью?
Комментарий Александра Колоскова
2.4. Марк.9:19
19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.
Иисусу действительно было так тяжело находиться рядом с людьми? Зачем было высказано ярко эмоционально окрашенное отношение к людям? Ещё одно подтверждение (см. п. 1.4) того, что Иисусу не очень-то хотелось помогать людям.
Комментарий Александра Колоскова
2.5. Марк.9:38-40, Матф.7:22-23
Марк.9
38 При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.
39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня.
40 Ибо кто не против вас, тот за вас.
Матф.7
22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Как разрешить это противоречие?
Комментарий Александра Колоскова
2.6. Марк.10:17-18
17 Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
18 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Из этих слов можно предположить, что Иисус не отождествлял себя с Богом.
Комментарий Александра Колоскова
2.7. Марк.10:25-27
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу.
Что же тогда требуется от человека? Требуется только молить Бога о спасении и надеяться на Его милость. Накапливать богатства или избавляться от них — всё равно. Можно быть жадным до денег, но спастись по воле Бога. Это как раз пример сомнительности христианской морали.
Комментарий Александра Колоскова
2.8. Марк.11:12-14
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Зачем?! Зачем он так сказал? Дерево виновато в том, что он пришёл раньше времени? За что он наказал тех, кто больше не сможет собирать с этого дерева плоды?
Комментарий Александра Колоскова
2.9. Марк.13:1-4
1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
Возникает вопрос, насколько точно Марк передал беседу, описанную в 13 главе, если сам он при этом не присутствовал?
Комментарий Александра Колоскова
2.10. Марк.13:30
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет.
Имеется ли ввиду, что пророчества, описанные в 13 главе должны были сбыться ещё при жизни тех, кто там находился?
Комментарий Александра Колоскова
2.11. Марк.16:17-18
17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками;
18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Почему же церковь осуждает врачевателей, которые при помощи икон и молитв лечат людей?
Комментарий Александра Колоскова