«Что такое душа» — Александр Колосков
1
Сб 18 май 2002 22:48
Уважаемый Андрей!
Познакомился с вашим отзывом на серию статей "Что такое душа". Материал любопытный. Но после знакомства с ним у меня возникло желание прокомментировать ваш отзыв. Хотя я и выскажу некоторую критику в адрес прочитанного, всё же прошу этот мой комментарий поместить на тоё странице после вашего отзыва - как своего рода ответ.
Как автору ответа на вопрос о душе, мне было весьма приятно узнать, что есть люди, интересующиеся тем, что я написал и какое приложение к своему ответу я добавил. Даже если приложение (серия статей из СБ) вызвало у читателя написать свой отзыв, отражающий его точку зрения. Но, как человек, "съевший собаку" на различного рода рецензиях, отзывах, экспертных оценках (как в плане написания таковых, так и в плане опровержения чьих-то работ подобного рода), не могу отказать себе в том, чтобы проанализировать данный отзыв. По всем правилам. Не желая никого обидеть и уважая право каждого оставаться при своей точке зрения, даже если мне она кажется не вполне обоснованной, постараюсь прямо и "без дураков" высказать своё видение содержания приведённого ранее отзыва.
Статьи "Бессмертна ли душа?" и "Лучшая надежда для души", составляющие серию "Что такое душа ?" из издаваемого и распространяемого Свидетелями Иеговы журнала "Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы" за 1 августа 1996 года, доступны для скачивания со страницы, ссылка на которую дана в начале "Отзыва". Скачивание можно произвести нажатием жёлтой скрепки в правой стороне той страницы.
Серия статей посвящена вопросу сущности понятия "душа" с позиции Библии. Библейские ссылки и цитаты из авторитетных источников приведены с целью показать, что учение о бессмертии души - небиблейское. В статьях кратко обосновано, что учение о бессмертии души противоречит истинно-христианскому учению о воскресении мёртвых. Интересно также, что в ответах на другие вопросы знатока "Alex_Koloskov" сайта www.znatok.ru доступны для скачивания дополнительные материалы по этому вопросу (просто они пока остались без внимания).
Автор отзыва постарался выступить в защиту представления о бессмертной и вечной душе. При этом он основывался на различных учениях и религиях. Содержание отзыва свидетельствует о том, что никаких библейских оснований для своих слов использовано не было. Т.е. статьи, целенаправленно основанные только на Библии оценивались с позиции, просто игнорирующей Библию. С таким же успехом можно было судить о достоинствах и недостатках самолёта с позиции тракторостроения. Да, и самолёт, и трактор - транспортные средства. Но подходы тракторостроения и самолётостроения весьма различны. По аналогии, и отзыв был настолько же успешен.
Далее. Из 24-х абзацев отзыва 20 (83%) посвящены обсуждению "вопросов, не дающих покоя". Но в серии статей эти вопросы приведены всего лишь в трёх из, по меньшей мере, 33-х абзацев (9 %). То есть 83% отзыва заняло обсуждение 9-ти % статей! Рационально ли это? Можно ли так "отзываться" ? Строго говоря, нет. В научных кругах такой отзыв был бы воспринят как неуместная шутка, и всерьёз не принимался бы. И хотя у нас не научные круги, несоответствие отзыва статьям бросается в глаза.
Это по общему впечатлению от отзыва. Теперь по деталям содержания.
В отзыве обсуждались "вопросы, не дающие покоя". Они действительно волнуют многих людей. И подняты они в статье были по следующей причине. Небиблейские представления о вечных муках грешников в огненном аду заставляют родственников умерших беспокоиться о его теперешнем состоянии, а для многих это является преткновением возникающее из-за этого ложного представления противоречие: как любящий и правосудный Бог может бесконечно пытать человека, грешившего всего несколько десятков лет. В Африке распространено представление о том, что дух умершего незримо витает близ родственников и может разозлиться, если ему не окажут должного почтения, выраженного в различных обрядах. Эти и другие противоречащие Библии представления постарались опровергнуть авторы тех статей, раскрыв на основании Библии достаточно простую истину о мёртвых и о душе. Автор же отзыва постарался ответить на эти же вопросы, отложив Библию в сторону и выдвинув ряд идей, противоречащих Библии. Позволю себе остановиться на некоторых из них.
Суть первого и второго предложения ответа на первый вопрос сводится к следующему: автор предполагает, что душа к Богу скорее всего не летит, а затем говорит, что сам не уверен в этом своём высказывании. Забавно также, что при ответе на 6-й вопрос автор отзыва написал, что необходимо, чтобы всё-таки попасть к Богу "на небо". То есть можно увидеть прямо противоречащие друг другу высказывания, которые не столько отвечают на вопросы, сколько запутывают, приводят в замешательство. Так зачем же высказывать то, в чём сомневаешься ? Есть вопрос. Если знаешь ответ, ответь. А если не знаешь, то разве кто-то тянет за язык?
Настораживает также безосновательное высказывание, что "Богу свойственно проявлять беспричинную милость". Да ведь это просто неверно! Уже само слово "милость" (в Библии это слово характерно отличается от доброты и человеколюбия тем, что она проявляется к хорошо знакомым Богу людям, его служителям) исключает возможность использовать его в словосочетании с прилагательным "беспричинная". Да где это видано, чтобы милость оказывалась беспричинно ? Попробуйте сначала отыскать в Библии конкретные примеры этого, а уже потом можно будет утверждать подобное.
Совершенно антибиблейски звучит утверждение "за грехи душа обычно расплачивается страданиями". Апостол Павел прямо говорит, что является расплатой за грех:
Послание К Римлянам 6: 23 Ибо возмездие за грех - смерть.
Поэтому умерший человек уже своей смертью расплатился за все свои грехи:
Послание К Римлянам 6: 7 ибо умерший освободился от греха.
Лично я, как христианин, доверяю этим словам святого апостола Павла. Но также понимаю, что любой, кто учит иному, уже отступает от Христа. Как бы ни нравились человеку какие-нибудь философские и религиозные идеи, ясно одно: если он христианин, то он отвергнет каждую идею, противоречащую Священному Писанию, Слову самого Бога, Библии. Если же это сделано не будет, то человек перестаёт быть христианином перед Богом и Христом. Всё. Он отказался от них и открытых ими истин в пользу чуждых им учений, посеянных Сатаной. И об этой опасности предупреждает сама Библия:
Послание К Колоссянам 2: 8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
2-е Послание Тимофею 4:3,4
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Среди таких лжеучений, противоречащих Библии, можно назвать учение о реинкарнации (перевоплощении) и сопутствующие ему идеи (например, что в будущих жизнях встретятся привязанные друг ко другу люди, что рождения и смерти могут быть "бесконечной" чередой). По поводу того, что это учение круто противоречит Библии, можно найти материал здесь.
Относительно того, что рай и ад не вечны и что они просто противоположности - это не так. Ад действительно не вечен, он будет уничтожен, что символическим языком показано в Библии так:
Откровение 20: 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
Но утверждение, что рай не вечен, не совсем верно. Долго объяснять, но если нужно, могу предоставить материал. Также, при хорошем знании духа и буквы Библии можно обоснованно утверждать, что библейски некорректно называть ад местом мучений. Материал по этому поводу можно скачать "со скрепки" здесь.
Красной нитью через весь отзыв идёт идея о бессмертной душе. Библия же многократно прямо говорит, что душа может умереть, и что поэтому она небессмертна (Числа 23: 10 "Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!"; Иисус Навин 2: 13 "что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти"; Судей 5: 18 "Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим - на высотах поля"; Судей 16: 30 "И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей"; Иезекииль 18: 4, 20 "Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет ... Душа согрешающая, она умрет сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается"; Марка 3: 4 (в переводе епископа Кассиана) "И говорит им: дозволяется ли в субботу доброе сделать или злое? Душу спасти или убить? Они молчали"; Иакова 5: 20 "пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" , и во всей Библии ни разу не употреблено выражение "бессмертная душа" (Слова, начинающиеся на "бессмерт", встречаются в канонических книгах Библии только 4 раза и только в посланиях апостола Павла: Римлянам 2: 7 "тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную"; 1-е Коринфянам 15: 53, 54 "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою"; 1-е Тимофею 6: 16 "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь". Ни в одном из них, как можно видеть, "душа" даже не упоминается (несмотря на то, что это слово в Библии используется более 800 раз!) и нигде она не названа "бессмертной". Прямых утверждений того, что душа ни при каких условиях не может умереть, в Священном Писании Бог не давал.). Конечно, каждый верит в то, во что хочет. Я, например, как христианин, верю Библии и её сообщению о смертности души. Другой может верить в противоположное тому, чему учит Библия - он может верить и в бессмертие души - только при этом он перестаёт быть христианином.
Идём далее. Вера в то, что мёртвые могут помочь - тоже противоречит Библии. Библия прямо говорит, что мёртвый находится в бессознательном состоянии (без знаний, без размышлений, без любви, без мыслей - как в своего рода глубоком беспробудном сне без
сновидений):
Иов 3: 11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? 13 Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно 16 или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. 17 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. 18 Там узники вместе наслаждаются покоем ("покоятся", перевод архимандрита Макария) и не слышат криков приставника.
Иов 17: 16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе
Псалтирь 6: 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
Псалтирь 12: 4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
Псалтирь 29: 10 `что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
Псалтирь 113:25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
Псалтирь 145: 2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь. 3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. 4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его
Екклесиаст 9: 5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. 10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Исаия 26: 19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов.
Исаия 38: 18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. 19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
Иеремия 51: 39 Во время разгорячения их сделаю им пир и упою их, чтобы они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались, говорит Господь. 57 И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь - Господь Саваоф имя Его.
Даниил 12: 2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней.
От Иоанна 11: 11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. 14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
Деяния 7: 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил ("уснул", Новая Иерусалимская Библия, англ.).
******
Автор также высказал своё мнение по поводу истории Адама с Евой - что это не наши предки, что это о чём-то другом. Для меня, как христианина, сама Библия является тем, что даст понять, была ли история с Адамом и Евой на самом деле или это что-то другое. Человеческая родословная Иисуса Христа начинается от Адама (Луки 4:38). азве евангелист стал бы начинать её с Адама, если бы Адам не был реальным человеком, предком людей ? Нет. Лука был убеждён, что Адам был реальным человеком, предком. А можем ли мы, как христиане, сомневаться в словах святого апостола Луки ? Кто посчитает себя святее апостола Луки, что осмелится поправлять его в этом вопросе ? Думаю, таких нет. Далее. Сам Иисус считал Адама с Евой реальными личностями (Матфея 19:4-6 и др.) - так кто лучше единородного Сына Бога может это знать? И другие писатели Библии считали Адама с Евой конкретными историческими личностями, предками людей, а не чем-то ещё. Так и христианам нужно считать так же, как считали Иисус, Лука и другие святые, а не как-то по-своему, как понравится.
Есть и другие моменты, но пока хватит. Скажу лишь вот ещё что.
Предпоследний абзац отзыва несколько диссонирует с предыдущим ему. Там сказано "полностью согласен", а потом даётся качественно иная точка зрения.
Последний абзац отзыва. Автор как бы расписывается в своей неспособности проанализировать некоторые библейские стихи. Но ведь это самое главное! Так, может быть, лучше сначала разобраться с этим вопросом, с пониманием Библии, а уже потом давать отзыв на статьи, основанные на этой Книге? Да и что тут разбираться ? Библия многократно говорит, что душа может умереть. Она утверждает, что мёртвые находятся без сознания (что также противоречит учению о бессмертной сознательной душе). И нигде Библия не называет душу бессмертной, ни в одном своём стихе она не приписывает душе это свойство. Не нужно академического интеллекта, чтобы понять, что это значит. А ведь это значит, что учение о бессмертной душе - ложь, идущая от Сатаны. Бог через Библию открывает одно, а Сатана распространяет и делает популярными диаметрально противоположное. Кому поверите вы?
P.S. Прочтение отзыва вызвало у меня бурю эмоций, я не остался равнодушным. Боюсь, что в своём комментарии я выплеснул свои чувства слишком мощной струёй и это может задеть чувства и самолюбие автора отзыва. Я не хотел его обидеть. Просто ревность о Боге, основанная на знании Библии, не позволила мне остаться бесстрастным. Своим комментарием мне хотелось бы показать, что существует и другая точка зрения, противоположная по данному вопросу точке зрения автора отзыва. Прошу понять и извинить меня, если что.
Познакомился с вашим отзывом на серию статей "Что такое душа". Материал любопытный. Но после знакомства с ним у меня возникло желание прокомментировать ваш отзыв. Хотя я и выскажу некоторую критику в адрес прочитанного, всё же прошу этот мой комментарий поместить на тоё странице после вашего отзыва - как своего рода ответ.
Комментарий к отзыву на серию статей "Что такое душа?" из СБ за 01.08.1996.
Как автору ответа на вопрос о душе, мне было весьма приятно узнать, что есть люди, интересующиеся тем, что я написал и какое приложение к своему ответу я добавил. Даже если приложение (серия статей из СБ) вызвало у читателя написать свой отзыв, отражающий его точку зрения. Но, как человек, "съевший собаку" на различного рода рецензиях, отзывах, экспертных оценках (как в плане написания таковых, так и в плане опровержения чьих-то работ подобного рода), не могу отказать себе в том, чтобы проанализировать данный отзыв. По всем правилам. Не желая никого обидеть и уважая право каждого оставаться при своей точке зрения, даже если мне она кажется не вполне обоснованной, постараюсь прямо и "без дураков" высказать своё видение содержания приведённого ранее отзыва.
Статьи "Бессмертна ли душа?" и "Лучшая надежда для души", составляющие серию "Что такое душа ?" из издаваемого и распространяемого Свидетелями Иеговы журнала "Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы" за 1 августа 1996 года, доступны для скачивания со страницы, ссылка на которую дана в начале "Отзыва". Скачивание можно произвести нажатием жёлтой скрепки в правой стороне той страницы.
Серия статей посвящена вопросу сущности понятия "душа" с позиции Библии. Библейские ссылки и цитаты из авторитетных источников приведены с целью показать, что учение о бессмертии души - небиблейское. В статьях кратко обосновано, что учение о бессмертии души противоречит истинно-христианскому учению о воскресении мёртвых. Интересно также, что в ответах на другие вопросы знатока "Alex_Koloskov" сайта www.znatok.ru доступны для скачивания дополнительные материалы по этому вопросу (просто они пока остались без внимания).
Автор отзыва постарался выступить в защиту представления о бессмертной и вечной душе. При этом он основывался на различных учениях и религиях. Содержание отзыва свидетельствует о том, что никаких библейских оснований для своих слов использовано не было. Т.е. статьи, целенаправленно основанные только на Библии оценивались с позиции, просто игнорирующей Библию. С таким же успехом можно было судить о достоинствах и недостатках самолёта с позиции тракторостроения. Да, и самолёт, и трактор - транспортные средства. Но подходы тракторостроения и самолётостроения весьма различны. По аналогии, и отзыв был настолько же успешен.
Далее. Из 24-х абзацев отзыва 20 (83%) посвящены обсуждению "вопросов, не дающих покоя". Но в серии статей эти вопросы приведены всего лишь в трёх из, по меньшей мере, 33-х абзацев (9 %). То есть 83% отзыва заняло обсуждение 9-ти % статей! Рационально ли это? Можно ли так "отзываться" ? Строго говоря, нет. В научных кругах такой отзыв был бы воспринят как неуместная шутка, и всерьёз не принимался бы. И хотя у нас не научные круги, несоответствие отзыва статьям бросается в глаза.
Это по общему впечатлению от отзыва. Теперь по деталям содержания.
В отзыве обсуждались "вопросы, не дающие покоя". Они действительно волнуют многих людей. И подняты они в статье были по следующей причине. Небиблейские представления о вечных муках грешников в огненном аду заставляют родственников умерших беспокоиться о его теперешнем состоянии, а для многих это является преткновением возникающее из-за этого ложного представления противоречие: как любящий и правосудный Бог может бесконечно пытать человека, грешившего всего несколько десятков лет. В Африке распространено представление о том, что дух умершего незримо витает близ родственников и может разозлиться, если ему не окажут должного почтения, выраженного в различных обрядах. Эти и другие противоречащие Библии представления постарались опровергнуть авторы тех статей, раскрыв на основании Библии достаточно простую истину о мёртвых и о душе. Автор же отзыва постарался ответить на эти же вопросы, отложив Библию в сторону и выдвинув ряд идей, противоречащих Библии. Позволю себе остановиться на некоторых из них.
Суть первого и второго предложения ответа на первый вопрос сводится к следующему: автор предполагает, что душа к Богу скорее всего не летит, а затем говорит, что сам не уверен в этом своём высказывании. Забавно также, что при ответе на 6-й вопрос автор отзыва написал, что необходимо, чтобы всё-таки попасть к Богу "на небо". То есть можно увидеть прямо противоречащие друг другу высказывания, которые не столько отвечают на вопросы, сколько запутывают, приводят в замешательство. Так зачем же высказывать то, в чём сомневаешься ? Есть вопрос. Если знаешь ответ, ответь. А если не знаешь, то разве кто-то тянет за язык?
Настораживает также безосновательное высказывание, что "Богу свойственно проявлять беспричинную милость". Да ведь это просто неверно! Уже само слово "милость" (в Библии это слово характерно отличается от доброты и человеколюбия тем, что она проявляется к хорошо знакомым Богу людям, его служителям) исключает возможность использовать его в словосочетании с прилагательным "беспричинная". Да где это видано, чтобы милость оказывалась беспричинно ? Попробуйте сначала отыскать в Библии конкретные примеры этого, а уже потом можно будет утверждать подобное.
Совершенно антибиблейски звучит утверждение "за грехи душа обычно расплачивается страданиями". Апостол Павел прямо говорит, что является расплатой за грех:
Послание К Римлянам 6: 23 Ибо возмездие за грех - смерть.
Поэтому умерший человек уже своей смертью расплатился за все свои грехи:
Послание К Римлянам 6: 7 ибо умерший освободился от греха.
Лично я, как христианин, доверяю этим словам святого апостола Павла. Но также понимаю, что любой, кто учит иному, уже отступает от Христа. Как бы ни нравились человеку какие-нибудь философские и религиозные идеи, ясно одно: если он христианин, то он отвергнет каждую идею, противоречащую Священному Писанию, Слову самого Бога, Библии. Если же это сделано не будет, то человек перестаёт быть христианином перед Богом и Христом. Всё. Он отказался от них и открытых ими истин в пользу чуждых им учений, посеянных Сатаной. И об этой опасности предупреждает сама Библия:
Послание К Колоссянам 2: 8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
2-е Послание Тимофею 4:3,4
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Среди таких лжеучений, противоречащих Библии, можно назвать учение о реинкарнации (перевоплощении) и сопутствующие ему идеи (например, что в будущих жизнях встретятся привязанные друг ко другу люди, что рождения и смерти могут быть "бесконечной" чередой). По поводу того, что это учение круто противоречит Библии, можно найти материал здесь.
Относительно того, что рай и ад не вечны и что они просто противоположности - это не так. Ад действительно не вечен, он будет уничтожен, что символическим языком показано в Библии так:
Откровение 20: 14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.
Но утверждение, что рай не вечен, не совсем верно. Долго объяснять, но если нужно, могу предоставить материал. Также, при хорошем знании духа и буквы Библии можно обоснованно утверждать, что библейски некорректно называть ад местом мучений. Материал по этому поводу можно скачать "со скрепки" здесь.
Красной нитью через весь отзыв идёт идея о бессмертной душе. Библия же многократно прямо говорит, что душа может умереть, и что поэтому она небессмертна (Числа 23: 10 "Кто исчислит песок Иакова и число четвертой части Израиля? Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!"; Иисус Навин 2: 13 "что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти"; Судей 5: 18 "Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть, и Неффалим - на высотах поля"; Судей 16: 30 "И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей"; Иезекииль 18: 4, 20 "Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет ... Душа согрешающая, она умрет сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается"; Марка 3: 4 (в переводе епископа Кассиана) "И говорит им: дозволяется ли в субботу доброе сделать или злое? Душу спасти или убить? Они молчали"; Иакова 5: 20 "пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" , и во всей Библии ни разу не употреблено выражение "бессмертная душа" (Слова, начинающиеся на "бессмерт", встречаются в канонических книгах Библии только 4 раза и только в посланиях апостола Павла: Римлянам 2: 7 "тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную"; 1-е Коринфянам 15: 53, 54 "Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою"; 1-е Тимофею 6: 16 "единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь". Ни в одном из них, как можно видеть, "душа" даже не упоминается (несмотря на то, что это слово в Библии используется более 800 раз!) и нигде она не названа "бессмертной". Прямых утверждений того, что душа ни при каких условиях не может умереть, в Священном Писании Бог не давал.). Конечно, каждый верит в то, во что хочет. Я, например, как христианин, верю Библии и её сообщению о смертности души. Другой может верить в противоположное тому, чему учит Библия - он может верить и в бессмертие души - только при этом он перестаёт быть христианином.
Идём далее. Вера в то, что мёртвые могут помочь - тоже противоречит Библии. Библия прямо говорит, что мёртвый находится в бессознательном состоянии (без знаний, без размышлений, без любви, без мыслей - как в своего рода глубоком беспробудном сне без
сновидений):
Иов 3: 11 Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? 13 Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно 16 или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. 17 Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. 18 Там узники вместе наслаждаются покоем ("покоятся", перевод архимандрита Макария) и не слышат криков приставника.
Иов 17: 16 В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе
Псалтирь 6: 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
Псалтирь 12: 4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
Псалтирь 29: 10 `что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
Псалтирь 113:25 Ни мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу;
Псалтирь 145: 2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь. 3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. 4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его
Екклесиаст 9: 5 Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, 6 и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. 10 Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Исаия 26: 19 Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя - роса растений, и земля извергнет мертвецов.
Исаия 38: 18 Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. 19 Живой, только живой прославит Тебя, как я ныне: отец возвестит детям истину Твою.
Иеремия 51: 39 Во время разгорячения их сделаю им пир и упою их, чтобы они повеселились и заснули вечным сном, и не пробуждались, говорит Господь. 57 И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и градоправителей его, и воинов его, и заснут сном вечным, и не пробудятся, говорит Царь - Господь Саваоф имя Его.
Даниил 12: 2 И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. 13 А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней.
От Иоанна 11: 11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. 13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. 14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
Деяния 7: 60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил ("уснул", Новая Иерусалимская Библия, англ.).
******
Автор также высказал своё мнение по поводу истории Адама с Евой - что это не наши предки, что это о чём-то другом. Для меня, как христианина, сама Библия является тем, что даст понять, была ли история с Адамом и Евой на самом деле или это что-то другое. Человеческая родословная Иисуса Христа начинается от Адама (Луки 4:38). азве евангелист стал бы начинать её с Адама, если бы Адам не был реальным человеком, предком людей ? Нет. Лука был убеждён, что Адам был реальным человеком, предком. А можем ли мы, как христиане, сомневаться в словах святого апостола Луки ? Кто посчитает себя святее апостола Луки, что осмелится поправлять его в этом вопросе ? Думаю, таких нет. Далее. Сам Иисус считал Адама с Евой реальными личностями (Матфея 19:4-6 и др.) - так кто лучше единородного Сына Бога может это знать? И другие писатели Библии считали Адама с Евой конкретными историческими личностями, предками людей, а не чем-то ещё. Так и христианам нужно считать так же, как считали Иисус, Лука и другие святые, а не как-то по-своему, как понравится.
Есть и другие моменты, но пока хватит. Скажу лишь вот ещё что.
Предпоследний абзац отзыва несколько диссонирует с предыдущим ему. Там сказано "полностью согласен", а потом даётся качественно иная точка зрения.
Последний абзац отзыва. Автор как бы расписывается в своей неспособности проанализировать некоторые библейские стихи. Но ведь это самое главное! Так, может быть, лучше сначала разобраться с этим вопросом, с пониманием Библии, а уже потом давать отзыв на статьи, основанные на этой Книге? Да и что тут разбираться ? Библия многократно говорит, что душа может умереть. Она утверждает, что мёртвые находятся без сознания (что также противоречит учению о бессмертной сознательной душе). И нигде Библия не называет душу бессмертной, ни в одном своём стихе она не приписывает душе это свойство. Не нужно академического интеллекта, чтобы понять, что это значит. А ведь это значит, что учение о бессмертной душе - ложь, идущая от Сатаны. Бог через Библию открывает одно, а Сатана распространяет и делает популярными диаметрально противоположное. Кому поверите вы?
P.S. Прочтение отзыва вызвало у меня бурю эмоций, я не остался равнодушным. Боюсь, что в своём комментарии я выплеснул свои чувства слишком мощной струёй и это может задеть чувства и самолюбие автора отзыва. Я не хотел его обидеть. Просто ревность о Боге, основанная на знании Библии, не позволила мне остаться бесстрастным. Своим комментарием мне хотелось бы показать, что существует и другая точка зрения, противоположная по данному вопросу точке зрения автора отзыва. Прошу понять и извинить меня, если что.