Цитата мудреца

Голосование

Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Материалы сайта Литературное творчество Статьи
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Притчи. Свет и печаль мудрости. От составителя

Статьи, публицистика, аналитика. В этих работах я пытаюсь изложить своё миропонимание.
  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Притчи. Свет и печаль мудрости. От составителя

Есть мнение, что человек, оценивая какую-либо ситуацию, принимает всегда наиболее правильное решение. Природой заложена в человеке способность — находить самый правильный выход из складывающихся ситуаций. Проблемы у человека появляются лишь оттого, что те факты, на основе которых он делает вывод, либо неполные, либо неточные, искажённые.


Если усреднить умственные способности людей, отбросив крайности, то это утверждение не лишено смысла. Давайте рассмотрим несколько примеров. Начнём с самого главного знания (или незнания), которое беспокоит человека: «Что будет после смерти?». После того как человек сделал попытку ответить себе на этот вопрос, меняется его жизнь. Дело в том, что именно это знание, а если быть точнее, то вера в знание, расставляет приоритеты в жизни. Если человек знает (верит в то, что он знает), что после смерти ничего нет, то он живёт сообразно с этим — берёт от жизни всё до остатка, и потом, что не промотал, оставляет тем, кому хотел бы сделать «добро» — тоже дать попользоваться жизнью. Если же человек верит в то, что знает, что после смерти будет что-то ещё, то эти знания заставляют человека по-другому относиться к жизненным ценностям. Что-то выходит на первый план, что-то обесценивается.


Очень важно стараться получить наиболее достоверные сведения о том, что для человека важно. Вот ещё один пример. Соседка высыпала под вашу дверь мусор. Ваша реакция? Будете ли вы мстить, или пойдёте ругаться, или начнёте разбираться в причинах этого? Если последнее, то в каких фразах, с какими эмоциями? А теперь представьте, что за день до этого дочь соседки рассказала вашей дочери (они подружки), ну а та, естественно, вам, что на днях соседка якобы видела вас на базаре, и вы прошли и не поздоровались. Она окликнула вас, а вы сделали вид, что не заметили её. И она уже который день злится на вас. Но вы-то знаете, что в тот день не были на базаре. Значит, она просто обозналась. Согласитесь, зная это, вы бы построили свой разговор с соседкой совсем по-другому. Конечно, поступать так, как она, тоже нельзя. Но сам факт того, что человек позволяет себе такие поступки, тоже зависит от недостатка или искажения информации.


Мой сын очень часто, когда я ему говорю «Не делай это», задаёт мне вопрос: «А то что?». Вопрос во многом провокационный. Первое, что хочется ответить: «А то накажу». Но, вовремя сдержавшись, я понимаю, что этот вопрос правильнее было бы понимать в значении «Почему?». И тогда начинаю объяснять ему, почему не следует делать это, причём начинаю объяснение словами: «А то…».


Так вот, все знают фразу «не убей». А теперь представьте, что ваш ребёнок спросил вас: «А то что?». Что вы ему ответите? Скажете ли вы, что за это посадят в тюрьму; или потому, что так написано в Библии, не вдаваясь в подробности, почему так написано; или скажете, что этим приносится горе многим близким людям; или расскажете о карме и о том, что, убив, навредишь не только кому-то, но в той же степени самому себе? Всё это знания, причём разной глубины и точности. И в зависимости от того, какова глубина и точность знаний человека, его поступки приносят больше или меньше вреда или пользы окружающим и самому человеку. Те или иные поступки становятся для него возможными или невозможными. Ответ на зачастую риторический вопрос: «Как ты мог себе это позволить?» — лежит в области знания человека сущности тех или иных аспектов его жизни.


Говоря о знании, следует отметить, что зачастую люди путают понятия «непознанное» и «непознаваемое», приписывая тому, что они не понимают сложность, непостижимую для человеческого разума. Очень сложно дать однозначную оценку этому. Очевидно, что таким образом человек ограничивает себя, убеждаясь в том, что существует предел его знаний. Но, с другой стороны, возможно, это — некая самозащита человеческого организма от перегрузок мозга. Но когда говорят «Человек Знания» подразумевают не эрудита или логика, и даже не всегда философа. Человек Знания — это тот, который знает сердцем. Он видит сущность событий и предметов сам, не по книжкам и не с чужих слов. Достигается такое состояние движением по Пути (притчи об этом были собраны в сборнике «Притчи. Дорога без конца»).


Несмотря на то, что необходимость полного знания кажется очевидной, всё же существуют тайные, закрытые знания. Многие слышали о таких от эзотериков. Но на самом деле тайные, т.е. доступные лишь избранным, знания существуют везде. Возьмём, к примеру, математику. Все знают, что на ноль делить нельзя. Это — открытые знания. Но только те, кто знает высшую математику, кто знаком с понятием «предел», знают, что на ноль делить можно. Это — тайные знания. Тайные не в том смысле, что запрещены к опубликованию, а в том, что, во-первых, для их понимания нужны какие-то предварительные знания, а во-вторых, область их применения ограничена, и это тоже надо знать.


И напоследок не могу не вспомнить слова Екклесиаста: «И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это — томление духа. Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Еккл. 1:17–18). Эта фраза оставляет открытым вопрос о пользе знания и мудрости, вопрос, который каждый человек должен решить для себя сам.


В этой книге собраны не только притчи, дающие человеку какие-то знания о том, что его окружает и о нём самом, но и те, которые заставляют человека задуматься о вреде и пользе знания вообще. О субъективности человека в оценке знаний, в том, как он отбирает для себя «нужную» и отметает «бесполезную» информацию. О том, насколько искажает сущность неполнота знания.

Ответить

  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Вернуться в Статьи



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], Yandex [bot]