Притчи. Вот как бывает. От составителя
— Представляешь, сегодня утром стою на остановке, жду автобус… — рассказываем мы своему другу случай, происшедший с нами сегодня. А зачем мы это делаем? Что-то в этом событии было необычно. Что-то оказалось для нас полезно, и мы хотим поделиться этим с другом.
Что же может быть полезного в том, что мы наблюдали или даже в чём участвовали? Самое простое — нам стало весело. Мы увидели что-то, что подняло нам настроение. Это — заряд положительных эмоций, который поддержит нас в течение дня и которым мы делимся с близкими. Вот, например, стою я утром на остановке и вижу, как один человек решил переходить дорогу. Он шагнул с тротуара на дорогу правой ногой, потом замер и затянул эту правую ногу назад. После этого тут же начал переходить дорогу, но уже с левой ноги. Забавно?..
Но иногда мы становимся свидетелями событий, которые будут не только забавными, но позволят сделать нам какие-то выводы. Иногда это будет смешно, а иногда и не очень.
Иду я как-то через дворы старых двухэтажных домов и вижу такую картину: мальчик лет шести роется в небольшой кучке мусора и вытаскивает оттуда вкладыши от жевательных резинок. Рассматривает их, расправляет и прячет в карман. У меня в кармане оказалась пара жвачек с такими же красочными вкладышами, и я протянул их малышу. У того загорелись глаза, он подошёл ко мне, но в последний момент опустил начавшую подниматься руку и очень серьёзно, по-взрослому, сказал:
— Спасибо, но мне нельзя брать.
Вот так. Смешно? Не очень. Но задуматься есть над чем.
В притчах — крупицах мудрости человечества — за много веков накопилось множество порой не придуманных историй, которые способны заставить человека задуматься над происходящим вокруг, над причинами, толкающими людей на те или иные поступки, над своим собственным образом жизни. В этой книге, которая продолжает серию «Источник мудрости», собраны притчи, которые описывают какие-то события, способные как-то изменить человека: если не научить чему-то, то уж хотя бы изменить его настроение в лучшую сторону. Многие из этих притч можно назвать анекдотами. Но от анекдотов их отличает поучительный смысл, который может быть не так очевиден после первого прочтения, как у других притчей.
В этой книге, может, несколько чаще, чем в других книгах этой серии, будут встречаться притчи про Насреддина. Выпуская рассылку «Самые разные притчи», я не раз получал письма с вопросами о том, кто такой Насреддин. Одна женщина утверждала, что он узбек и что звать его надо не Молла, а Ходжа. Думаю, что стоит немного рассказать о нём.
Мулла Насреддин — это персонаж, хорошо известный и любимый в Турции, Средиземноморье, на Балканах и в Закавказье, в Крыму и в Индии, в Греции и, с некоторых пор, в Америке. Разные народы знают его под различными именами: узбеки и турки — как Ходжу (Ходже) Насреддина, афганцы — как Насреддина Афанди, азербайджанцы и чеченцы — как Муллу (Моллу) Насреддина. Однако все эти «Ходжа», «Афанди», «Мулла» вовсе не означают духовного сана — просто на Востоке в старину всех наиболее уважаемых образованных людей принято было так называть. И, именуя Насреддина Муллой или Ходжой, народ тем самым подчёркивал прежде всего его образованность, почтенность, а также то, что он был мудрым наставником, учителем.
Существует ряд гипотез по поводу того, является ли Насреддин лицом историческим.
Одни утверждают, что настоящий Насреддин родился в Турции в городе Акшехире в 605 г.х. (1206 г), получил образование в Конье, жил в Кастамону и умер в Акшехире в 683 г.х. (1284–1285), причём дата смерти была установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире действительно находится гробница, считающаяся гробницей Насреддина, однако на могильном камне высечена дата: 386. Исследователи, сочтя такую датировку очередной шуткой Насреддина. решили прочесть её в обратном порядке и считать датой смерти Насреддина 683 год.
Сторонники другой гипотезы считают, что Мулла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-аль-Рашида и был выдающимся учёным своего времени. Но поскольку проповедуемое им учение подвергалось нападкам, он, спасая свою жизнь, притворился шутом и получил возможность свободно говорить то, что думал.
Третьи полагают, что сейчас уже невозможно с полной уверенностью установить, является ли Насреддин лицом историческим, в какое время и в какой стране он жил и к какому народу принадлежал, а в качестве подтверждения ссылаются опять-таки на дату 386, соответствующую в буквенном выражении арабскому корню «шуф», от которого происходит слово «шауаф» с многозначительным смыслом: «показывать что-либо; заставлять кого-либо смотреть». Так или иначе, но одно остаётся несомненным: истории, связанные с именем Насреддина, являются классическими примерами для изображения определённых состояний ума.
Примеры хитрости Муллы Насреддина, применяемой для того, чтобы проскользнуть сквозь ячейки сети неповоротливого ума, можно найти в любой его истории. А его кажущиеся ненормальность и эксцентричность являются лишь маской, служащей для привлечения и фиксации внимания. Характерно, что, как истинный суфий, демонстрируя неистощимую находчивость и непобедимость духа, Мулла Насреддин умеет выходить победителем из всех, даже самых сложных, жизненных ситуаций.
У народов Востока существует интересная традиция: тот, кто произносит имя Муллы, должен рассказать семь историй, а в ответ на это каждый слушатель также рассказывает семь историй. Считается, что семь насреддиновских историй, изложенных в определённой последовательности, способны привести человека к озарению и мгновенному постижению истины. (В. В. Лавский — Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский. — Мн.: Лотаць, 2001. с. 482–484)
В завершение хочу высказать благодарность Тане Кроль, которая в феврале 2001 года открыла рассылку «Самые разные притчи» на Subscribe.ru и которая подвигла меня продолжить вести эту рассылку и собирать притчи. Также огромная благодарность читателям рассылки, которые внесли свой вклад в пополнение этой коллекции.