Цитата мудреца

Голосование

Система Orphus. Если вы заметили ошибку на сайте, нажмите сюда.
Загружается, подождите...
Начало сайта Материалы сайта Литературное творчество Статьи
Версия для слабовидящих
Версия для печати

Притчи. Победители и непобедимые. От составителя

Статьи, публицистика, аналитика. В этих работах я пытаюсь изложить своё миропонимание.
  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Притчи. Победители и непобедимые. От составителя

После рождения человек окунается в реалии жизни. Сначала родители по мере своих возможностей оберегают человека от воздействия жизненной действительности. Оберегая, родители учат ребёнка тому, как надо жить, чтобы не навредить себе, чтобы не пропасть, чтобы не оказаться «внизу». Делают они это настолько, насколько сами это поняли из своего опыта. Часто бывает так, что человек, взрослея и начиная самостоятельно анализировать окружающий мир, понимает, что то, чему его учили, является искажённым пониманием действительности. Это случается тогда, когда человек переоценивает окружающие его ценности. Тогда оказывается, что родители и учителя делали акценты совсем на другое, не на то, что кажется ценным сейчас.


В зависимости от того, какие ценности стоят на пьедестале приоритетов человека, он выбирает себе стратегию поведения, которая должна будет привести его жизнь в гармонию с его пониманием этой жизни.


Мудрость Востока и Запада заключается не только в том, чтобы описать данную действительность, расставить ценности и указать на пороки, но и в том, чтобы показать человеку направление движения, точку приложения усилий, воздействовав на которую человек сможет добиться успеха в своём движении.


Притчи, которые собраны в этой книге, рассказывают о пути к победе, о пути к успеху. Это, конечно, прежде всего, победа над собой. Ведь не зря говорят: «Не ищи врага своего вне себя». Для такой победы нужны и упорство, и смелость перед возможными падениями, и вера в неё, в Победу.


Каждый мастер, обучая своих учеников, рассказывает им о способах преодоления препятствий, рассказывает, как достичь высоких результатов. Но интересно то, что очень многие такие советы оказываются полезны и ученикам других школ. Вот, например, учитель шахмат говорит своим ученикам:


— Лучше иметь плохой план, чем не иметь никакого. Ведь если вы, действуя по ошибочному плану, зайдёте в тупик, вы сможете проанализировать свои действия и вынести из них урок. А если вы совершали спонтанные не осмысленные действия, то какие выводы можно будет из них сделать?


Согласитесь, такой совет будет полезен не только шахматистам.


Или вот ещё, в древних индийских писаниях сказано: «Ты должен только исполнять свой долг, не заботясь об успехе или неудаче. И никогда не считай себя причиной результатов своих действий». На современный лад это утверждение звучит так: «Делай, что должен и будь, что будет». Всё это учит спокойствию ума. Человек, выполняющий свой долг, не должен беспокоится о том, получится ли у него это дело или нет. С равным спокойствием человек должен воспринимать как успех, так и неудачу. Критерий должен быть только один: сделал ли я всё, что мог, всё, что от меня требовалось; сделал ли я это настолько хорошо, насколько мог? Если ответ «да», значит нечего беспокоится о том, каков будет результат. Если Богу или Судьбе будет угодно, то результат будет не такой, какой хотелось, но такой, какой нужно. К такому же смирению ведёт христианская молитва: «Господи, пусть будет не так, как я хочу, а так, как Ты хочешь». А вот если понимаешь, что сделал не всё, что сделал не так, как мог бы, тогда есть повод задуматься, есть возможность вынести из этого урок.


Такой подход тоже может быть полезен для многих людей, идущих по пути к какой-то своей цели.


Почему же мудрость часто заключена в притчах? Почему подобную информацию нельзя сказать прямо? На это есть две причины: во-первых, люди все разные; один человек готов к тому, чтобы не просто понять то, что хочет донести притча, а и принять это, другой человек ещё не обладает теми начальными знаниями, тем стартовым опытом, который необходим для освоения нового. А в притче, чем информация сложнее для понимания, тем глубже она лежит, тем недоступнее становится она неподготовленному человеку. Вторая же причина того, что знания передаются не напрямик, а через описание какой-либо ситуации, в том, что любая информация лучше воспринимается на примере, потому что ситуация воспринимается не только умом, но и чувствами. И вот, разумеется, пример этому.


Если я скажу, что надо быть более критичным к себе, искать «бревно» в своём глазу и не обращать внимания на щепки в глазах ближних, как это будет воспринято? «Да знаем всё это, слышали, ничего нового не сказал». Но разве что-то изменится? Нет. Люди как не смотрели на себя критично, так и не смотрят. Но если я расскажу одну очень короткую историю: «Прекрасная проповедь, — сказала прихожанка, подавая церковнику. — Всё, о чём вы говорите, относится ко многим моим знакомым», — то реакция будет другой. Человек улыбнётся. Это значит, что включатся эмоции. Разве человек скажет, что именно это он знает? Нет. Значит, эта короткая история запомнится. Значит, в нужных ситуациях она будет всплывать в памяти, давая оценку того, что сейчас происходит, в том числе и с самим собой. Именно поэтому притчи намного ценнее различных нравоучительных назиданий и философских трактатов.


В завершение хочу высказать благодарность Тане Кроль, которая в феврале 2001 года открыла рассылку «Самые разные притчи» на Subscribe.ru и которая подвигла меня продолжить вести эту рассылку и собирать притчи. Также огромная благодарность читателям рассылки, которые внесли свой вклад в пополнение этой коллекции.

Ответить

  Нет сообщений • Страница 1 из 1

Вернуться в Статьи



Кто сейчас на сайте

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot]