Притчи. Миллион граней себя. От составителя
Психология, социология, культурология — всё это науки, которые изучают человека, его поведение и то, что влияет на поступки человека. Почему человек изучает себя? Когда-то было дано определение цивилизации. В какой момент жизнь на планете превращается в цивилизацию? Тогда, когда живое существо начинает задумываться о себе самом. Поэтому можно сказать, что желание человека изучать самого себя заложено в его природе цивилизованного существа.
Зачем же нужен такой самоанализ? Прежде всего, любому человеку любопытно, когда говорят о нём. Причём не важно, плохие это отзывы или хорошие. Вторая, более высокая причина заключается в стремлении человека искоренить в себе привычки, которые вредят ему самому и его близким. Третья, и самая высокая причина в том, что человек всегда стремился к тому, чтобы быть хозяином самого себя: уметь управлять своим состоянием, настроением, здоровьем. А для того, чтобы этим всем управлять, надо знать, где рождаются предпосылки этих проявлений, что и как движет человеком. Вдумчивые люди анализируют прежде всего себя, потому что для анализа доступно больше информации. Опытные и мудрые люди начинают понимать мотивы поступков других людей. И эти мудрецы, пытаясь рассказать людям о том, какие они есть на самом деле, часто прибегали к форме притчи.
«Что такое притча?» — спросите вы у своего соседа, или у прохожего на улице. И скорее всего получите ответ, что притча — это поучительный рассказ. И это будет правильно. Но есть у притчи ещё одна особенность, которая точнее характеризует её: притча никогда не говорит в открытую, что делать, кто прав, где Истина. В притче эта информация прикрыта, «зашифрована», если хотите. Притча рассказывает короткую историю, реально случившуюся или вымышленную, показывает, как поступил в сложившейся ситуации её герой и, реже, даёт небольшой комментарий к ситуации. Почему же так? Почему подобную информацию нельзя сказать прямо? На то есть две причины: во-первых, люди все разные; один человек готов к тому, чтобы не просто понять, что хочет донести притча, но и принять это сердцем и разумом, другой человек ещё не обладает теми начальными знаниями, тем стартовым опытом, который необходим для освоения нового. А в притче, чем информация сложнее для понимания, тем глубже она лежит, тем недоступнее она неподготовленному человеку. Вторая же причина, почему знания передаются не напрямик, а через описание какой-либо ситуации состоит в том, что любая информация лучше воспринимается на примере, поскольку ситуация воспринимается тогда не только умом, но и чувствами. И вот, разумеется, пример этому:
Если я скажу, что надо быть более критичным к себе, искать «бревно» в своём глазу и не обращать внимания на «щепки» в глазу ближнего, — как это будет воспринято? «Да знаем всё это, слышали, ничего нового не сказал». Но разве что-то изменится? Нет. Люди как не смотрели на себя критично, так и не смотрят. Но если я расскажу одну очень короткую историю: «Прекрасная проповедь, — сказала прихожанка, подавая церковнику. — Всё, о чём вы говорите, относится ко многим моим знакомым», — то реакция будет другой. Человек улыбнётся. Это значит, что включились эмоции. Разве человек скажет, что именно это он знает? Нет. Значит, эта короткая история запомнится. Значит, в нужных ситуациях она будет всплывать в памяти, давая оценку тому, что сейчас происходит, в том числе и с самим собой. Вот почему притчи намного ценнее различных нравоучительных назиданий и философских мудрствований.
Книга, которую вы сейчас держите в руках, является сборником притч разных культур и разных времён. В ней собраны притчи о человеке, о том, какой он бывает: добрый и злой, мудрый и глупый, жадный и щедрый, замкнутый и открытый. Эта книга — зеркало собирательного образа человека. И несмотря на то, что многие притчи были написаны очень давно, они не потеряли своей актуальности и сегодня. Выйдите на улицу, вглядитесь в лица людей, и вы узнаете в них и хитрого Насреддина, и глупого султана, и бесстрашного, но несчастного полководца.
Какие-то притчи вызовут у вас улыбку, другие похожи на анекдоты. Но каждая из них несёт в себе отпечаток человеческого характера, увидев который можно многое понять, и увидеть порок и проследить, откуда он берётся. Как ему противостоять, как противодействовать — здесь дела обстоят проще, чем многие думают. Самое главное оружие со злом вообще и с пороками как проявлениями зла в человеке, в частности, состоит в том, что нужно просто видеть это зло. Только когда человек уверен, что с ним всё в полном порядке, порок может точить человека изнутри, свободно и безнаказанно. Но он уже не будет иметь над ним власти тогда, когда человек распознал его и видит насквозь.
Притчи — великолепный прожектор, освещающий тёмные уголки человеческой природы. Читая их и находя какие-то червоточины в своём характере, вы не дадите злу шансов безнаказанно управлять вами.
Есть и ещё одно назначение у притч о человеке. Все, наверное, слышали библейскую фразу: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но что делать, если человек сам себя не любит? Притчи, собранные в этой книге, рассказывают не только о пороках человека, но и о его красоте, о том, за что можно любить каждого человека, за что можно любить самого себя. Эти притчи рассказывают о тех качествах человека, которые надо воспитывать, развивать.
В завершение хочу высказать благодарность Тане Кроль, которая в феврале 2001 года открыла рассылку «Самые разные притчи» на Subscribe.ru и которая подвигла меня продолжить вести эту рассылку и собирать притчи. Также огромная благодарность читателям рассылки, внесшим свой вклад в пополнение этой коллекции.